В части 1 этой статьи мы говорили об общих сведениях касательно технологии изготовления листовых деталей кузова автомобиля, в это же части мы поговорим об операциях резки, вырубки и гибки, которые включает данная технология.
Общие основы формообразования листового материала при изготовлении деталей кузова автомобиля лучше всего рассмотреть при такой последовательности операций обработки давлением: резка, вырубка, гибка, штамповка и вытяжка.
При повышении требований к точности штамповок значительно увеличивается их стоимость. Допуски можно расширить без ущерба для кузова автомобиля, применяя соответствующие отбортовки (рис. 1).
Рис. 1. Влияние размера a листа, полученного резкой, на монтаж с фиксированным угольником: a – неправильный размер; b – правильный размер.
Практически применяемые допуски на размеры полос и деталей при резке листов представлены в табл. 1 и 2. Относительно угла отбортовки у штампуемых деталей нужно также помнить, что отклонения всегда существуют из-за зазора между матрицей и пуансоном штампа (рис. 2 и табл. 3). Идеальный угол прямой или другой, заданный, можно получить путем калибрования штампованной детали кузова автомобиля, но это повышает стоимость изготовления деталей автомобиля и окупается только для некоторых из них.
Рис. 2. Отклонения углов отбортовки штампуемой детали кузова автомобиля.
Толщина листа, мм | Допуск при ширине полосы, мм | ||||
---|---|---|---|---|---|
До 50 | 51-100 | 101-200 | 201-300 | Более 301 | |
0,26-0,5 | 0,25 | 0,50 | 0,75 | 1,00 | 1,00 |
0,6-1,0 | 0,50 | 0,75 | 1,00 | 1,00 | 1,00 |
1,25-2,0 | 0,75 | 0,75 | 1,00 | 1,25 | 1,50 |
2,5-3,0 | 1,00 | 1,00 | 1,25 | 1,50 | 1,50 |
Размеры детали, мм | Допуск при толщине листа, мм | |||
---|---|---|---|---|
0,5 | 1 | 2 | 3 | |
5-25 | 0,04 | 0,06 | 0,10 | 0,14 |
25-50 | 0,05 | 0,08 | 0,12 | 0,17 |
50-100 | 0,08 | 0,12 | 0,18 | 0,23 |
100-150 | 0,12 | 0,15 | 0,22 | 0,28 |
150-200 | 0,14 | 0,18 | 0,26 | 0,33 |
200-350 | 0,17 | 0,22 | 0,30 | 0,38 |
350-600 | 0,20 | 0,25 | 0,34 | 0,45 |
Размер штампуемой детали, мм | Отклонение, мм |
---|---|
50×120 | 0,30 |
100×240 | 0,35 |
150×300 | 0,40 |
200×400 | 0,45 |
300×800 | 0,55 |
500×1000 | 0,65 |
При вырубке детали очень важно обеспечить экономию материала. Слишком большие отходы значительно увеличивают стоимость изделия (рис. 3). Раскрой листа зависит от соотношения размеров детали кузова автомобиля, при этом нужно учитывать стойкость ножа вырубного штампа (рис. 4). Наличие острых элементов вызывает быстрое затупление инструмента. Долговечность вырубного штампа будет плохой, если отверстия расположены близко от края листа и особенно на сгибах или если толщина ножа небольшая.
Рис. 3. Влияние размеров штампуемой детали кузова автомобиля на величину отходов: a – нерациональные размеры; b – рациональные размеры.
Рис. 4. Вырубка детали кузова автомобиля: a – неправильная; b – правильная.
При гибке надо соблюдать правила: внутренний радиус изгиба должен быть больше толщины листа (рис. 5), высота отгибаемых краев больше утроенной толщины листа. Гибку нужно предусматривать в одном направлении, если отгибаемых кромок несколько. Отгибаемые участки должны быть перпендикулярны контуру детали автомобиля, это устранит смещения.
Рис. 5. Гибка деталей кузова автомобиля: a – неправильная; b – правильная.
В части 3 этой статьи мы поговорим об операции штамповки, применяемой при изготовлении листовых деталей кузова автомобиля.
https://www.seowizard.ru влияет директ на позиции сайта.