Восьмицилиндровый дизельный двигатель ЯМЗ-238 в моторном отделении тягача МТ-ЛБ.
Запас масла для смазки дизельных двигателей ЯМЗ-236, ЯМЗ-238 находится в поддоне картера. Масляный насос системы смазки шестеренчатый, двухсекционный. Основная секция насоса подает в главную масляную магистраль дизельного двигателя масло посредством фильтра грубой очистки, дополнительная секция — в воздушно-масляный радиатор, установленный в передней части автомобиля. Часть масла, прошедшего по системе смазки через фильтр грубой очистки (около 10%), поступает в центробежный фильтр тонкой очистки, включенный параллельно с главной магистралью, из которого стекает в картер у дизельных двигателей ЯМЗ-238, ЯМЗ-236.
По системе смазки от насоса через систему каналов, выполненных в блоке цилиндров и в других неподвижных и движущихся деталях дизельных двигателей ЯМЗ-236, ЯМЗ-238, масло поступает к коренным, а также шатунным подшипникам коленчатого вала, втулкам поршневых пальцев, подшипникам распределительного вала, втулкам качающихся толкателей, сферическим наконечникам штанг, втулкам коромысел, подшипникам компрессора и другим трущимся деталям. Зеркало цилиндров, а также кулачки распределительного вала дизельного смазываются за счет разбрызгивания масла.
Рис. 1. Устройство дизельного двигателя ЯМЗ-236 (поперечный разрез): 1 — масляный насос; 2 и 10 — правый и левый ряды цилиндров; 3 — выпускной трубопровод; 4 — форсунка; 5 — штанга; 6 — коромысло; 7 — впускной трубопровод; 8 — топливный насос высокого давления; 9 — воздушный фильтр; 11 — качающийся роликовый толкатель; 12 — распределительный вал.
Восьмицилиндровый дизельный двигатель ЯМЗ-238, который устанавливается на трехосных грузовых автомобилях КрАЗ-256 и КрАЗ-257, унифицирован с дизельным двигателем ЯМЗ-236, устанавливаемым на автомобилях MA3-503, МАЗ-504, МАЗ-500 по ряду деталей: гильзам цилиндров, поршням, шатунам, клапанам и деталям их привода и др. Угол между рядами цилиндров двигателя ЯМЗ-238, как и у двигателя ЯМЗ-236, равен 90°.