Автомобиль ГАЗ М-1.
Регулировка главной передачи в автомобилях и конечной передачи в тракторах играет решающую роль в оптимизации их работы и обеспечении эффективной передачи мощности на колеса и гусеницы. Главная передача в автомобилях и конечная передача на тракторах позволяют передавать вращающий момент на колеса (или гусеницы). Правильная регулировка этих компонентов очень важна, так как процессе работы зубья и подшипники главной (конечной) передачи изнашиваются, что вызывает увеличение зазоров, шум и ухудшает условия работы деталей. В этой статье мы рассмотрим, как осуществляется регулировка этих компонентов на автомобилях ГАЗ М-1 (ГАЗ М1), ГАЗ-ΑΑ и ЗИС-5, а также на тракторах СХТЗ и ЧТЗ.
Допустимые зазоры между зубьями шестерен у главных передач автомобилей и конечной передачи трактора СХТЗ лежат в пределах 0,15-0,25 мм, а конечной передачи ЧТЗ – 0,3-0,6 мм. Доведение зазоров до нормальных размеров достигается регулировкой подшипников. Такая регулировка в автомобилях ГАЗ М-1 (ГАЗ М1) не предусмотрена; у ГАЗ-ΑΑ частичная регулировка обеспечивается удалением прокладок из-под фланца, привернутого к картеру заднего моста.
Регулировка подшипников у промежуточного вала главной передачи автомобиля ЗИС-5 выполняется перекладыванием прокладок правой крышки 7 (см. рис. 1) под левую; осевой люфт вала должен быть не более 0,1 мм. Зазор между зубьями конических шестерен регулируется подвертыванием втулки 8, при отпущенном положении стяжною болта, а также перекладыванием прокладок крышек промежуточного вала; уменьшение зазора получается при завертывании втулки и перекладывании прокладок из-под правой крышки под левую.
Рис. 1. Устройство главной передачи автомобиля ЗИС-5 (z2 = 9; z4 = 21; z5 = 16 (14); z6 = 44 (46)): 1 – вал ведущей шестерни; 2 – ведущая шестерня; 3 – поперечный промежуточный вал; 4 – коническая шестерня; 5 – малая цилиндрическая шестерня; 6 – большая цилиндрическая шестерня.
В передаче с двойным подшипником (см. рис. 2) сдвиг вала ведущей шестерни регулируется левыми прокладками при отвернутых болтах и удалении вала с шестерней; регулировка двойного подшипника выполняется удалением правых прокладок 2.
Повышенная затяжка (перетяжка) подшипников резко ускоряет выход их из строя.
Рис. 2. Устройство главной передачи автомобиля ЗИС-5..
Для регулировки конечной передачи трактора СХТЗ используются прокладки 5 (см. рис. 3); кроме того, для изменения зазоров между зубьями конических шестерен служит упорный регулировочный винт с контргайкой, помещенный в остове трактора и используемый для правильной установки коробки передач.
Рис. 3. Устройство конечной передачи трактора СХТЗ: 1 – малая коническая шестерня; 2 – промежуточная составная коническая шестерня; 3 – малая цилиндрическая шестерня; 4 – большая цилиндрическая шестерня..
В конечной передаче трактора ЧТЗ для регулировки подшипников и зацепления шестерен служат большие гайки 3, навернутые на гнезда подшипников (см. рис. 4); для обеспечения зацепления зубьев по всей их длине передняя регулировочная гайка вторичного вала отвертывается, а задняя подвертывается. Зазор между зубьями уменьшается отвертыванием правой и подвертыванием левой гаек подшипников большой шестерни.
Рис. 4. Устройство конечной передачи трактора ЧТЗ (z1 = 12; z2 = 43): 1 – малая ведущая коническая шестерня; 2 – большая ведомая коническая шестерня..