Устройство главной передачи автомобилей ГАЗ М-1 (ГАЗ М1) и ГАЗ-АА

Автомобиль ГАЗ-АА

Автомобиль ГАЗ-АА. Автор фото Andrey68, CC BY-SA 3.0, через Викисклад.

Главная передача – это один из важнейших элементов автомобиля. Основное назначение для нее состоит в том, чтобы крутящий момент передавать к ведущим колесам от коробки передач. Понимание как устройства, так и назначения и работы главной передачи важно для любого механика и автолюбителя. В этой статье мы поговорим об устройстве главных передач автомобиля ГАЗ М-1 (ГАЗ М1) и грузового автомобиля ГАЗ-АА.

Устройство главной передачи автомобиля ГАЗ М-1

В состав главная передачи автомобиля ГАЗ М-1 (ГАЗ М1) (рис. 1) входит пара конических зубчатых колес, у которых имеются спиральные зубья. Ведущий вал 1 лежит в двух подшипниках 2 с коническими роликами и задним концом опирается на подшипник 3 с цилиндрическими роликами; все подшипники закреплены в кожухе ведущего моста автомашины ГАЗ М1 (ГАЗ М-1), где располагается главная передача. Ведущая (малая коническая) шестерня 4 у ГАЗ М-1 состоит в постоянном зацеплении с ведомой (то есть большой конической) коронной шестерней 5, опирающейся цилиндрическими выступами на подшипники с коническими роликами 6. Эти подшипники у ГАЗ М-1 также закреплены в кожухе моста.

Устройство главной передачи автомобиля ГАЗ М-1 (ГАЗ М1) (z4 = 9; z5 = 40): 1 – ведущий вал; 2 – два подшипника с коническими роликами; 3 – подшипник с цилиндрическими роликами; 4 – ведущая шестерня (малая коническая); 5 – ведома коронная шестерня (большая коническая); 6 – подшипники с коническими роликами

Рис. 1. Устройство главной передачи автомобиля ГАЗ М-1 (ГАЗ М1) (z4 = 9; z5 = 40): 1 – ведущий вал; 2 – два подшипника с коническими роликами; 3 – подшипник с цилиндрическими роликами; 4 – ведущая шестерня (малая коническая); 5 – ведома коронная шестерня (большая коническая); 6 – подшипники с коническими роликами.

Устройство главной передачи автомобиля ГАЗ-АА

Главная передача грузового автомобиля ГАЗ-АА (рис. 2) выполнена по схеме передачи автомобиля ГАЗ М-1. Ведущий вал 1, лежащий в трех подшипниках, связан с задним концом карданного вала ГАЗ-АА и между подшипниками несет на себе коническую шестерню 2, которая находится с ведомой конической шестерней 3 в постоянном зацеплении. У ГАЗ-АА шестерня 2 выполнена за одно целое с валом 1.

Устройство главной передачи автомобиля ГАЗ-АА (z2 = 5; z3 = 33; q = 18): 1 – ведущий вал; 2 – коническая шестерня; 3 – ведомая коническая шестерня

Рис. 2. Устройство главной передачи автомобиля ГАЗ-АА (z2 = 5; z3 = 33; q = 18): 1 – ведущий вал; 2 – коническая шестерня; 3 – ведомая коническая шестерня.

Помимо разницы к размерах, главная передача автомобиля ГАЗ-АА имеет два принципиальных отличия от передачи автомобиля ГАЗ М-1 (ГАЗ М1):

1. Ведомая шестерня у ГАЗ-АА выполнена составной – зубчатый венец заклепками прикреплен к ступице.

2. Кроме того, у ГАЗ-АА ввиду больших усилий, возникающих между зубьями шестерен, для противодействия отклонениям венца ведомой шестерни он подпирается скользящим упором 4.

Зубья шестерен у ГАЗ-АА выполнены спиральными, так же как у автомобиля ГАЗ М-1 (ГАЗ М1).