Мотоцикл М-72.
Коляски, прицепляемые к дорожным мотоциклам М-72 и спортивным мотоциклам М-76 состоят из трубчатой рамы с деталями крепления и кузова. Заводами выпускались 2 типа колясок, различающихся по подвеске колеса коляски:
а) коляска с жестким креплением колеса на оси с двумя опорами;
б) коляска со стержневой (торсионной) подвеской колеса.
Второй тип коляски является наиболее современным, так как стержневая подвеска обеспечивает плавность хода мотоцикла М-72 и М-76.
Рама коляски собрана из труб и имеет форму прямоугольника. На раме имеются:
а) с левой стороны – зажимные муфты для соединения с кронштейнами, посредством которых коляска крепится к мотоциклам М-72 и М-76;
б) в задней части – кронштейны для крепления рессор;
в) кронштейны для крепления оси колеса (на колясках с жестким креплением колеса).
При стержневой подвеске (рис. 1) используются упругие свойства металла. При колебаниях колеса в определенных пределах стержень 3, установленный у рамы коляски мотоциклов М-76 и М-72 в задней поперечной трубе 1, может закручиваться, когда заднее колесо наезжает на неровность, и раскручиваться, когда оно съезжает с неровности.
Рис. 1. Стержневая подвеска колеса прицепной коляски мотоцикла М-72 и М-76: 1 – задняя поперечная; 2 – шлицевая втулка; 3 – стержень; 4 – опорная; 5 – кронштейн; 6 – зажимной хомут; 7 – ось колеса коляски.
К раме мотоциклов М-76 и М-72 коляска прикрепляется в четырех точках (рис. 2): двумя цанговыми зажимами к шаровым головкам на нижней трубе рамы мотоцикла и двумя стойками к передней и верхней трубам рамы.
Для облегчения вождения мотоциклов М-72 и М-76 с коляской последняя должна быть установлена в правильном положении относительно мотоцикла.
Рис. 2. Крепление прицепной коляски к мотоциклам М-72 и М-76: 1 – кузов коляски; 3 – передний коленчатый вал.
Положение коляски определяется двумя показателями: развалом и сходимостью колес мотоцикла и коляски (рис. 3).
Рис. 3. Регулировка положения прицепной коляски мотоциклов М-72 и М-76.
Крепление коляски к мотоциклам М-76 и М-72 рекомендуется производить так, чтобы по отношению к вертикальной плоскости угол наклона мотоцикла (угол развала) составлял 2°.
Развал колес облегчает управление мотоциклом, так как прицепная коляска стремится «увести» мотоцикл в сторону.
Регулируют развал колес при помощи двух наклонных тяг. Для регулировки развала надо отсоединить в верхней части крепления наконечника, отвернуть контргайку и, ввертывая или вывертывая наконечники, добиться, чтобы мотоцикл М-76 (М-72) имел наклон 2°. Проверку наклона можно осуществить на ходу: мотоцикл при верно отрегулированном развале колес при движении не должен отклоняться в сторону.
Во время движения мотоцикла М-72 и М-76, благодаря наличию люфта в креплении коляски и в подшипниках колес, последние, получая нагрузку, теряют параллельность. Это увеличивает износ резины и особенно затрудняет движение мотоцикла М-76 (М-72) по плохой дороге. Для предупреждения таких явлений колеса устанавливают с расчетом, чтобы величина схождения плоскостей колес мотоциклов М-72 и М-76 на длине его базы была не более 10-12 мм. Измерение производится планками, вначале приложенными к ободу переднего колеса и колеса коляски, а затем к ободу заднего колеса, а также колеса коляски. Разница между замерами у переднего и заднего колес должна быть не более 10-12 мм. Само собой разумеется, что при этом переднее колесо должно находиться в одной плоскости с задним.
Регулировку схождения колес производят при помощи коленчатого рычага заднего нижнего крепления коляски к мотоциклам М-76 и М-72. При регулировке надо:
1. Наклонные тяги крепления к мотоциклу коляски отсоединить.
2. Зажимающие задний коленчатый рычаг два стопорных болта отпустить.
3. Выдвинуть или вдвинуть рычаг из поперечной балки до необходимого схождения колес.
4. Затянуть стопорные болты крепления рычага.
Краткое описание немецких автомашин БМВ Х6