Автомобиль ГАЗ-АА.
Конструкция и функциональность отдельных узлов транспортного средства играют важную роль в обеспечении бесперебойной и эффективной работы на дороге. Одним из таких важнейших компонентов являются полуоси, которые представляют собой неотъемлемую часть функционирования автомобилей. В этой статье мы рассмотрим устройство и разберемся в тонкостях полуосей, используемых в двух культовых автомобилях ГАЗ-АА и ГАЗ М-1 (ГАЗ М1). Изучая их дизайн и механику, мы можем получить более глубокое представление об этих исторических автомобилях.
Общие сведения о полуосях автомобилей
Полуоси (приводные валы) ведущих колес помещаются внутри кожуха (картера) ведущего моста автомобиля; они являются связующими деталями между главной передачей и ведущими колесами. Полуоси служат для передачи крутящего момента от полуосевых шестерен ведущим колесам.
Полуоси разных автомобилей отличаются формой своих концов. У легкового автомобиля ГАЗ М-1 (ГАЗ М1) и грузовика ГАЗ-АА внутренние концы полуоси выполнены за одно целое с полуосевыми шестернями, наружная коническая часть полуоси связывается шпонкой со ступицей колеса.
Полуоси можно разделить также по характеру разгрузки их от изгиба, который зависит от устройства узла соединений. Подробности такого разделения освещаются в расчете деталей шасси.
Рис. 1. Устройство главной передачи и дифференциала автомобиля ГАЗ М-1 (ГАЗ М1) (z4 = 9; z5 = 40): 1 – ведущий вал; 2 – два подшипника с коническими роликами; 3 – подшипник с цилиндрическими роликами; 4 – ведущая шестерня (малая коническая); 5 – ведома коронная шестерня (большая коническая); 6 – подшипники с коническими роликами.
Устройство полуосей автомобиля ГАЗ М-1 (ГАЗ М1)
Внутренний конец полуоси ГАЗ М1 (ГАЗ М-1) показан на чертеже дифференциала (см. рис. 1), узел соединения «колесо – полуось – кожух моста» – на рис. 2. Полуось 1 конической частью при помощи шпонки и затяжной гайки соединена со ступицей 2 ведущего колеса; витые ролики 3 с сальником располагаются между кожухом моста 4 и ступицей колеса. Смазка подается через масленку 5; между полуосью и кожухом помещен сальник 6. Сравнительно длинные ролики и нахождение их между кожухом и ступицей делают полуось на 3/4 разгруженной (условное название).
Рис. 2. Устройство наружных концов полуосей автомобиля ГАЗ М-1 (ГАЗ М1): 1 – полуось; 2 – ступица ведущего колеса; 3 – витые ролики; 4 – кожух моста; 5 – масленка; 6 — сальник.
Устройство полуосей грузового автомобиля ГАЗ-АА
Полуось грузовика ГАЗ-АА (рис. 3) является также на 3/4 разгруженной (длинные ролики помещены между кожухом и ступицей); ее соединение с колесом выполнено, как у ГАЗ М-1 (ГАЗ М1): конус-шпонка-гайка (последняя закрыта крышкой). Витые ролики длиннее, чем у ГАЗ М-1, и имеют внешнюю втулку (обойму); смазка осуществляется, как у ГАЗ М-1.
Рис. 3. Устройство наружных концов полуосей грузового автомобиля ГАЗ-АА.
У ГАЗ-АА к ступице болтами прикреплены три диска: два наружных являются дисками колес, а внутренний – тормозного барабана. Продольному перемещению полуосей автомобилей ГАЗ М-1 (ГАЗ М1) и ГАЗ-АА внутрь препятствует наличие упора внутри крестовины шипов сателлитов; наружному перемещению мешает подшипник дифференциальной коробки, в который упирается коронная шестерня под давлением полуосевой.
Чтобы вынуть полуоси автомобилей ГАЗ М-1 (ГАЗ М1) и ГАЗ-АА, необходимо разобрать дифференциал.