Устройство системы подачи топлива к карбюратору в мотоциклах М-72, ИЖ-49, К-125 и М1А «Москва»

Мотоцикл М-72

Мотоцикл М-72 на выставке исторической военной техники. Автор фото Stolbovsky, CC BY-SA 3.0, через Викисклад.

Для содержания запаса топлива в устройство системы питания мотоциклов ИЖ-49, М-72, К-125 и М1А «Москва» входит бензобак, для прекращения подачи топлива на стоянках — бензокраник, для подвода топлива от бензобака к карбюратору — бензопроводы, а для очистки топлива от посторонних примесей — сетчатые фильтры.

Бензобак мотоциклов М1А «Москва», ИЖ-49, М-72 и К-125 изготовляется из тонкой листовой стали. С целью удобства установки на раму, уменьшения плескания бензина и увеличения жесткости у бензобаков нижняя часть выполнена вдавленной, которая как бы подразделяет его на две половины. В устройство бензобака входит располагающее сверху наливное отверстие, закрывающееся пробкой (рисунок 1). В пробках бензобаков М1А «Москва», К-125 и ИЖ-49 закреплены масломерные стаканчики емкостью 100 см3. Кроме того, в верхней части бензобаков мотоциклов ИЖ-49 и М-72 смонтирован инструментальный ящик.

Приборы системы питания двигателя мотоцикла

Рис. 1. Приборы системы питания двигателя мотоцикла.

В устройство бензобака также входит футорка, которая приварена нижней части. Она имеет внутреннюю резьбу, предназначенную для установки бензокраника.

В задней и передней частях бензобака есть ушки, предназначенные для того, чтобы крепить бензобак к раме мотоцикла.

Для удобства водителя мотоцикла по бокам бензобака укреплены резиновые подушки.

В устройство бензокраника мотоциклов ИЖ-49, М-72, К-125 и М1А «Москва» (рис. 2) входят корпус, две трубки, пробка, отстойник и сетчатый фильтр.

В верхнюю часть корпуса бензокраника впрессованы две концентрично расположенные заборные трубки различной высоты, которые входят в бензобак.

В средней части корпуса бензокраника мотоциклов М1А «Москва», М-72, ИЖ-49 и К-125 имеется горизонтальное конусное сверление, куда вставляется конусная пробка краника, в которой имеется осевое и два радиальных отверстия. При повертывании пробки рукояткой можно соединить заборные трубки с отстойником и получить следующие три положения:

1. Рукоятка вниз — кран закрыт.

2. Рукоятка повернута в положение 0 — топливо из бензобака идет только через длинную трубку, оставляя в баке резерв (в баке мотоцикла М-72 — 5 литров, а в баке мотоциклов К-125, М1А «Москва» и ИЖ-49 — по 2,5 литра). Израсходование топлива до резерва предупреждает водителя мотоцикла, что в баке осталось лишь незначительное определенное количество топлива, с чем водителю надо согласовать свою дальнейшую поездку

3. Рукоятка повернута в положение Р — топливо из бензобака мотоциклов М-72, ИЖ-49, К-125 и М1А «Москва» идет как по короткой, так и по длинной заборной трубке; происходит полный расход топлива из бензобака.

Устройство бензокраника мотоциклов ИЖ-49, М-72, К-125 и М1А «Москва»

Рис. 2. Устройство бензокраника мотоциклов ИЖ-49, М-72, К-125 и М1А «Москва».

Корпус краника имеет две резьбы, из которых верхняя служит для крепления краника к бензобаку, а нижняя — для крепления отстойника. В стаканчик отстойника вставлены сетчатый фильтр, состоящий из штампованного латунного каркаса с сеткой, и пружины.

Бензопроводы. На советских мотоциклах в устройство входили, как правило, гибкие бензопроводы из бензостойкой резины.