Дизельный автомобиль МАЗ-504.
Передний мост дизельных автомобилей КрАЗ и МАЗ
Дизельные автомобили КрАЗ и МАЗ имеют передние мосты одинаковой конструкции. Балка 6 переднего моста (рис. 1) стальная, штампованная, двутаврового сечения. К балке переднего моста шкворнями 4 шарнирно присоединены поворотные цапфы 2.
Шкворень переднего моста, имеющий коническую среднюю часть, закреплен в отверстии оси гайкой и распорной втулкой 3 с шайбой, снабженной войлочным сальником. В отверстиях проушин поворотной цапфы запрессованы бронзовые втулки, а между цапфой и осью установлен упорный шариковый подшипник 5.
Ступица переднего колеса у дизельных автомобилей МАЗ и КрАЗ вращается на цапфе на двух роликовых конических подшипниках 1, крепление и регулировка затяжки которых осуществляются при помощи гайки, удерживаемой от самопроизвольного отвертывания замочной шайбой и контргайкой.
Рис. 1. Устройство переднего моста дизельных автомобилей МАЗ и КрАЗ: 1 — подшипники ступицы; 2 — цапфа; 3 — распорная «гулка; 4 — шкворень переднего моста; 5 — упорный шариковый подшипник; 6 — балка переднего моста; 7 — сальник ступицы.
Подшипники ступиц у переднего моста дизельных автомобилей КрАЗ и МАЗ смазываются с помощью консистентной смазки при произведении сборки ступиц. Для предотвращения вытекания из ступицы и попадания смазки в тормозные механизмы в ступице установлен самоподжимный сальник 7, охватывающий шейку цапфы между внутренним подшипником ступицы и фланцем цапфы.
Для уменьшения сопротивлении качению дизельных автомобилей МАЗ и КрАЗ, снижения износа шин, а также для обеспечения стабилизации передних колес, т. е. их стремления сохранять положение, соответствующее движению автомобиля по прямой, шкворни поворотных цапф в переднем мосте установлены с поперечным, а также с продольным наклонами, а колеса передние — с развалом и схождением.
Рис. 2. Схема схождения передних колес дизельных автомобилей МАЗ и КрАЗ: А и В — расстояние между торцами тормозных барабанов; 1 и 2 — упорные болты, ограничивающие поворот цапф с колесами вправо и влево; 3 — поперечная рулевая тяга.
Угол поперечного наклона шкворней в переднем мосте равен 8°, их продольного наклона — 2°30′, угол развала колес — 1°.
Величина этих трех углов зависит от формы балки оси и поворотных цапф, а также от величины зазоров в шкворневых соединениях и в подшипниках ступиц колес дизельных автомобилей КрАЗ и МАЗ и в эксплуатации не регулируется. Величина схождения колес, определяемая по разности расстояний А и Б между торцами тормозных барабанов правого и левого колес на уровне центров колес, должна быть равной 3–5 мм (рис. 2). Схождение замеряют специальной линейкой и регулируют вращением поперечной рулевой тяги 3, имеющей наконечники с правой и левой резьбой. Регулировку производят при ослабленных стяжных болтах наконечников.
На дизельных автомобилях МАЗ, КрАЗ углы поворота колес с цапфами вправо и влево ограничиваются упорными болтами 1 и 2.
Колеса и шины дизельных автомобилей МАЗ и КрАЗ
Колеса автомобилей МАЗ и КрАЗ — дисковые, штампованные, с плоскими ободами и съемными бортовыми кольцами, закрепляемыми на ободах пружинными замочными кольцами.
Шины на дизельных автомобилях МАЗ-200, МАЗ-205, КрАЗ-219Б, КрАЗ-221Б и КрАЗ-222Б одинаковые, размером 12.00–20. Давление воздуха в шинах должно соответствовать данным табл. 1.
Модели дизельных автомобилей | Давление воздуха в шинах, кг/см2 | |
---|---|---|
передние колеса | задние колеса | |
МАЗ-200 | 4,25 | 5,5 |
МАЗ-205 | 4,25 | 4,8 |
КрАЗ-219Б, КрАЗ-221Б и КрАЗ-222Б | 5,0 | 5,5 |