Способ пользования предпусковым подогревателем охлаждающей жидкости для предпускового разогрева дизельных двигателей ЯАЗ-206А, ЯАЗ-204А зависит от вида применяемой для заливки в систему охлаждения жидкости.
Если для охлаждения дизельных двигателей ЯАЗ-206А, ЯАЗ-204А применяется вода, разогрев двигателя производится до ее заливки в систему охлаждения. Предварительно подготавливают 8–10 л воды, снимают заглушку с верхнего конца шланга 14, закрывают кран 16 предпускового подогревателя охлаждающей жидкости для дизельных двигателей ЯАЗ-204А, ЯАЗ-206А и открывают все остальные сливные краны системы охлаждения дизельного двигателя. После того как будет пущен подогреватель охлаждающей жидкости и достигнуто устойчивое горение в нем топлива при положении рукоятки распределительного крана «Работа», в котел предпускового подогревателя охлаждающей жидкости для дизельных двигателей ЯАЗ-206А, ЯАЗ-204А заливают через шланг 14 два литра воды.
В котле вода превращается в пар, который идет по трубопроводу (шлангу) 13 в рубашку охлаждения дизельных двигателей ЯАЗ-204А и ЯАЗ-206А и нагревает стенки цилиндров. Образующийся при охлаждении пара конденсат (вода) вытекает через открытые сливные краны системы охлаждения; если струйки конденсата становятся прерывистыми, в котел добавляют воды.
Одновременно с разогревом стенок цилиндров дизельных двигателей ЯАЗ-206А и ЯАЗ-204А происходит также и подогрев масла омывающими снизу поддон картера горячими газами, выходящими из жаровой камеры предпускового подогревателя охлаждающей жидкости через направляющий патрубок 17.
Разогрев дизельных двигателей ЯАЗ-204А, ЯАЗ-206А до пусковой температуры требует при наружной температуре –20 °C около 10 мин., при температуре –40 °C — около 25 мин. После разогрева пускают двигатель, прекращают действие предпускового подогревателя охлаждающей жидкости, закрывают сливные краны системы охлаждения и заливают в нее воду.
После пуска дизельных двигателей ЯАЗ-206А, ЯАЗ-204А заполняют бачок предпускового подогревателя охлаждающей жидкости топливом, чтобы получить возможность последующего пользования подогревателем охлаждающей жидкости. Для этого во время работы дизельных двигателей ЯАЗ-204А и ЯАЗ-206А устанавливают рукоятку у распределительного крана в положение «Заправка-прокачка», соединяя этим бачок 25 с фильтром 1 тонкой очистки топлива. За счет давления, создаваемого подкачивающим насосом, топливо поступает из фильтра через трубку 18, распределительный кран и трубку 22 в бачок. Заполнение бачка требует 4–6 мин. при 1 500 об/мин коленчатого вала дизельного двигателя. По окончании заправки повертывают рукоятку у распределительного крана в положение «Выключено».
Рис. 1. Устройство предпускового подогревателя охлаждающей жидкости дизельных автомобилей с двигателями ЯАЗ-204А и ЯАЗ-206А: 1 — фильтр тонкой очистки топлива; 2 — верхний водяной трубопровод головки цилиндров; 3 — заглушка; 4 — верхний трубопровод подогревателя охлаждающей жидкости; 5 — калильный воспламенитель; 6 — вентилятор; 7 — форсунка пусковая; 8 — отражатель; 9 — штуцер топливопровода с калиброванным отверстием; 10 — трубка испарителя; 11 — корпус подогревателя охлаждающей жидкости для дизельных двигателей; 12 — камера жаровая; 13 — нижний трубопровод предпускового подогревателя охлаждающей жидкости; 14 — наполнительный шланг; 15 — трубка подвода топлива к форсунке; 16 — сливной кран; 17 — направляющий патрубок; 18 — питающая топливная трубка; 19 — распределительный кран; 20 — штуцер для воздуха; 21 — трубка подвода воздуха к форсунке; 22 — трубка подвода топлива из бачка к крану; 23 — трубка подвода воздуха к крану; 24 — трубка подвода топлива к испарителю; 25 — топливный бачок; 26 — ручной насос.
В случае, когда система охлаждения дизельных двигателей ЯАЗ-206А, ЯАЗ-204А наполнена низкозамерзающей жидкостью (антифризом), между котлом работающего предпускового подогревателя охлаждающей жидкости и рубашкой охлаждения дизельного двигателя устанавливается термосифонная циркуляция жидкости: при нагревании плотность жидкости, находящейся в котле подогревателя охлаждающей жидкости, уменьшается, вследствие чего жидкость стремится перемещаться вверх и идет из котла через его верхний трубопровод 4 и водяной трубопровод 2 головки цилиндров в рубашку охлаждения дизельных двигателей ЯАЗ-206А, ЯАЗ-204А. Одновременно холодная жидкость из рубашки цилиндров по шлангу 14 поступает снизу в предпусковой подогреватель охлаждающей жидкости. Проходя через рубашку охлаждения дизельного двигателя, горячая жидкость отдает свое тепло стенкам цилиндров и нагревает их.
Помимо предпускового разогрева дизельных двигателей ЯАЗ-206А и ЯАЗ-204А при помощи предпускового подогревателя охлаждающей жидкости можно производить заполнение топливной системы топливом и ее прокачку для удаления из нее воздуха. Для этого при неработающих дизельных двигателях ЯАЗ-204А и ЯАЗ-206А повертывают рукоятку у распределительного крана в положение «Заправка-прокачка» и делают несколько движений рукояткой насоса подогревателя охлаждающей жидкости. Действием насоса топливо из заполненного бачка 25 предпускового подогревателя охлаждающей жидкости прокачивается через топливопроводы системы в бак автомобиля, увлекая с собой попавший в систему воздух.
Lamborghini em 6 e www.lamborghini.msk.ru.