Дизельный автомобиль МАЗ-502.
Неплотное закрытие контрольного клапана насоса-форсунки или слишком низкое давление открытия клапана
Неисправность в системе питания (топливной системе) дизельных двигателей ЯАЗ-204, ЯАЗ-206 в виде неплотного закрытия контрольного клапана насоса-форсунки или слишком низкого давления открытия клапана ухудшает распыливание топлива и вызывает подтекание его из распылителя по окончании впрыска. При этом появляются стуки в цилиндрах дизельных двигателей ЯАЗ-206, ЯАЗ-204, увеличивается дымность выпуска, а также уменьшается мощность дизельного двигателя и увеличивается расход топлива.
Негерметичность контрольного клапана вызывается загрязнением или износом рабочих поверхностей клапана или его седла, а низкое давление открытия — ослаблением пружины клапана. Эти неисправности определяют при проверке в мастерских насосов-форсунок. Неисправные насосы-форсунки сдают в ремонт.
Засорение отверстий распылителя насоса-форсунки в системе питания дизельных двигателей ЯАЗ-204, ЯАЗ-206
Неисправность в системе питания (топливной системе) дизельного двигателя ЯАЗ-206 (ЯАЗ-204) в виде засорения отверстий распылителя насоса-форсунки обычно происходит вследствие их закоксовывания при подтекании топлива из-за негерметичности контрольного клапана или в результате продолжительной работы дизельных двигателей ЯАЗ-204 и ЯАЗ-206 на низких оборотах холостого хода. При этой неисправности в системе питания дизельных двигателей ЯАЗ-204, ЯАЗ-206 распыливание топлива будет происходить через неполное число отверстий, а также давление впрыска сильно возрастает; в случае засорения более двух отверстий часто происходит обрыв сопла.
Проверку состояния отверстий распылителя насоса-форсунки в системе питания дизельных двигателей ЯАЗ-206 и ЯАЗ-204, качества распиливания и герметичности контрольного клапана насоса-форсунки производят на специальном стенде. При отсутствии такого стенда проверить насос-форсунку можно следующим способом.
Рис. 2. Проверка насоса-форсунки на качество распыливания.
Наполнив топливом насос-форсунку, упирают ее носком распылителя в текстолитовую пластинку и при полностью вдвинутой рейке резко нажимают на толкатель. Отпечаток струй топлива на пластинке должен иметь вид одинаковых и симметрично расположенных лучей (рис. 2, а). Более короткие отдельные лучи или отсутствие лучей (рис. 2, б) указывают на засорение отверстий распылителя насоса форсунки, а капли в центре отпечатка (рис. 2, в) — на неплотное закрытие контрольного клапана.
При обнаружении подобных неисправностей в системе питания дизельных двигателей ЯАЗ-204, ЯАЗ-206 насос-форсунку сдают в мастерскую для ремонта.