Тормоза служат для остановки или замедления движения мотоцикла. Для обеспечения безопасности движения на мотоциклах устанавливают два тормоза – ручной и ножной, которые могут действовать независимо друг от друга. В этой статье мы разберем общее устройство тормозов, которые устанавливались на советских мотоциклах.
Ручной тормоз мотоциклов приводится в действие от рычага на правом конце руля и тормозит переднее колесо, а ножной тормоз – педалью и тормозит заднее колесо. Оба тормоза чаще всего бывают колодочного типа. Принцип устройства и действия тормозов колодочного типа показан на рис. 1.
В устройство колодочного тормоза мотоцикла входят неподвижная и подвижная части и привод. Неподвижная часть тормоза состоит из диска, на котором шарнирно установлены две тормозные колодки с наклепанными на них накладками из фрикционного материала. Колодки тормозов мотоциклов притянуты друг к другу посредством двух стяжных пружин. В качестве фрикционного материала для тормозных накладок применяется медно-асбестовая плетенка (ферродо) или пластмасса с асбестом. Каждая колодка 1 одним конном крепится шарнирно на оси 2, установленной в опорном диске, а вторым – опирается на разжимной кулак 7, который находится на конце тормозного валика 8.
Рис. 1. Устройство колодочного тормоза мотоцикла: 1 – тормозная колодка с накладкой; 2 – ось колодок; 3 – педаль тормоза; 4 – тяга; 5 – регулировочная гайка (барашек); 6 – рычаг тормозною валика; 7 – разжимной кулак; 8 – тормозной валик; 9 – тормозной барабан.
Подвижная часть колодочного тормоза мотоцикла представляет собой тормозной барабан 9, который крепится на ступице колеса и вращается вместе с ним. При сборке и установке колеса тормозной барабан закрывает тормозные колодки.
Привод колодочного тормоза мотоцикла в зависимости от размещения тормоза состоит из рычага или педали троса или тяги и рычага тормозного валика.
Так, например, педаль 3 ножного тормоза связана с рычагом 6 тормозного валика посредством тяги 4.
При нажатии на педаль тяга отводит рычаг тормозного валика, который поворачивается вместе с валиком и кулаком 8 (рис. 1, а); находящийся на внутреннем конце валика кулак раздвигает колодки в стороны, и они прижимаются к тормозному барабану, вращающемуся вместе с колесом мотоцикла. При этом между колодками и барабаном возникает трение и колесо замедляет движение.