Устройство шин мотоциклов – Часть 2 из 2: Конструкция пневматической шины. Покрышка, ободная лента, камера и воздушный вентиль

Мотоцикл

Пневматическая шина мотоцикла (рис. 2) состоит из покрышки, ободной ленты и камеры с воздушным вентилем.

Покрышка служит наружной оболочкой шины и предохраняет камеру от повреждений. В камере находится сжатый воздух. Ободная лента предохраняет камеру от соприкосновения с ободом и повреждения о поверхность обода.

Устройство пневматической шины мотоцикла: 1 – беговая часть – протектор; 2 – подушечный слой; 3 – каркас; 4 – борт; 5 – проволочное кольцо; 6 – камера; 7 – воздушный вентиль; 8 – ободная лента; 9 – обод колеса

Рис. 2. Устройство пневматической шины мотоцикла: 1 – беговая часть – протектор; 2 – подушечный слой; 3 – каркас; 4 – борт; 5 – проволочное кольцо; 6 – камера; 7 – воздушный вентиль; 8 – ободная лента; 9 – обод колеса.

Для мотоциклов применяются так называемые прямобортные покрышки, усиленные сердечником в виде проволочного кольца. Обод для прямобортных покрышек не имеет глубоких закраин, что значительно облегчает монтаж шины мотоцикла. Наружная часть покрышки, которая соприкасается с дорогой, называется беговой частью; иногда беговую часть называют протектором. Та часть покрышки, которая крепит ее в ободе колеса, называется бортовой; беговая и бортовая части покрышки соединяются между собой боковыми стенками (боковинами).

Основу покрышки составляет каркас, который соединяет все части покрышки и несет основную нагрузку. В устройство каркаса шины мотоцикла входят нескольких слоев прорезиненной ткани, которую называют кордом.

Между каркасом и протектором шины мотоцикла проложена прослойка из корда и резины, которая называется подушечным слоем. Боковины в виде тонких резиновых слоев предохраняют бока каркаса от повреждений. Основа бортовой части покрышки называется крылом; крыло придает жесткость бортам и способствует надежному закреплению покрышки на ободе колеса. Для большей прочности и жесткости крыла в нем имеется проволочное кольцо.

Устройство камеры шины мотоцикла: камера представляет собой трубку из тонкой резины, которая свернута и склеена в виде кольца. Камера вкладывается в покрышку и накачивается воздухом до определенного давления. Для пропуска воздуха внутрь камеры и сохранения необходимого давления в ней служит воздушный вентиль, который представляет собой обратный клапан. Наибольшее распространение имеют воздушные вентили с пружинным клапаном.

Устройство воздушного вентиля (рис. 3): воздушный вентиль, применяемый в шинах мотоциклов, состоит из металлического трубчатого корпуса 2, который крепится на камере посредством пятки, укрепленной на нижнем конце трубки, накладки с шайбой и зажимной гайки.

Устройство воздушного вентиля шины мотоцикла: 1 – колпачок (ключ); 2 – корпус; 3 – ниппель; 4 – уплотняющая муфта; 5 – клапан; 6 – игла; 7 – пружина; 8 – гайка корпуса; 9 – шайба; 10 – фланец корпуса

Рис. 3. Устройство воздушного вентиля шины мотоцикла: 1 – колпачок (ключ); 2 – корпус; 3 – ниппель; 4 – уплотняющая муфта; 5 – клапан; 6 – игла; 7 – пружина; 8 – гайка корпуса; 9 – шайба; 10 – фланец корпуса.

Для крепления корпуса воздушного вентиля на ободе служит вторая (верхняя) гайка. Внутрь корпуса воздушного вентиля шины мотоцикла через верхнее отверстие вставлен золотник.

Устройство золотника такое: золотник состоит из иглы 6, на которой установлены ниппель 3, пружина 7, клапан 5 и резиновая уплотняющая муфта 4 на втулке. Для удержания всех деталей на игле концы ее расплющены. Золотник вставляется в верхнее отверстие корпуса воздушного вентиля, ввинчивается в корпус до тех пор, пока резиновая муфта не прижмется к конусному гнезду внутри корпуса, препятствуя выходу воздуха из камеры шины мотоцикла.

При накачивании шины мотоцикла в момент подачи воздуха клапан отжимается вниз и воздух поступает в камеру. При перерыве подачи воздуха пружина отжимает клапан вверх, он прижимается к резиновой конусной муфте и обратный проход для воздуха закрыт. Для установки и снятия золотника служит колпачок-ключ, у которого разрезной выступ используется как ключ, а сам колпачок по окончании накачивания мотоциклетной шины одевается на конец корпуса воздушного вентиля, защищая золотник от пыли, грязи и т. д.

Ввиду того, что накачивать шину мотоцикла через завернутый золотник трудно, обычно перед накачиванием золотник немного отвертывают. Для дополнительной защиты золотника от утечки воздуха в колпачке имеется резиновая прокладка, закрывающая отверстие корпуса воздушного вентиля.

Размеры покрышек мотоциклов определяются двумя цифрами, выраженными в дюймах (1 дюйм = 25,4 мм). Одна из цифр обозначает высоту профиля – поперечного сечения покрышки, а вторая – диаметр колеса по ободу. Зная эти две величины, можно определить наружный диаметр мотоциклетной покрышки, который будет равен диаметру обода плюс два размера высоты профиля.

Так, например, размеры шин советского мотоцикла М1А «Москва» обозначаются так: 2,5” × 19” – это значит, что высота профиля шины равна 2,5 дюйма, диаметр колеса по ободу равен 19 дюймам, наружный диаметр шины равен 19 + (2,5 × 2) = 24 дюйма.

Размеры шины мотоциклов пишутся на бортовой части покрышки.

Все части: 1 | 2