Конструкции и устройство контактных головок штанговых токоприемников троллейбусов — Часть 1 из 6: Виды головок (скользящие и роликовые) и требования к ним

Троллейбусы

У токоприемника контактная часть — это наиболее ответственный элемент, от которого существенно зависит надежность эксплуатации троллейбуса.

Контактные головки штанговых токоприемников троллейбусов, в зависимости от конструкции токосъемного устройства, можно поделить на 2 группы: скользящие и роликовые.

Требования, предъявляемые к конструкции контактной головки штангового токоприемника троллейбуса, такие:
1. Высокая прочность деталей и минимальный вес.
2. Наибольшая устойчивость на контактном проводе.
3. Высокая проходимость в специальных частях контактной электросети.
4. Высокая износостойкость и надежность в эксплуатации, простота конструкции;
5. Равномерный и наименьший износ токосъемного контакта, а также контактного провода.
6. Наименьшее трение в шарнирных соединениях держателя и контактной части.
7. Высокая надежность крепления к штанге троллейбуса элементов контактной головки токоприемника и держателя.
8. Надежный отвод электрического тока к штанговому проводу от токосъемного контакта.
9. Присутствие предохранительного устройства, предназначенного для удержания контактной головки токоприемника от падения на землю при срыве со штанги.
10. Надежная изоляция от штанги троллейбуса токоведущих частей головки токоприемника.

При эксплуатации на троллейбусах контактных головок штанговых токоприемников с разными видами токосъемных устройств стало ясно, что максимальная устойчивость достигается тогда, когда есть скользящий контакт.

Большое влияние на надежность и устойчивость прохождения контактной головки токоприемника троллейбуса на специальных частях оказывает верно выбранный ее поперечный габарит, а также длина контактодержателя и длина собственно контакта (при использовании скользящего контакта). Чем обойма шире, тем условия прохождения токоприемником троллейбуса специальных частей хуже.

На рисунке 1 в качестве примера показаны допустимые габариты для контактной части головки штангового токоприемника троллейбуса (при наличии скользящего контакта) для пересечений контактной электросети МП-5 и держателей КД-У1 и КД-У при длине контактной ставки, равной 80 миллиметров, и длине обоймы, равной 105 миллиметров.

Контактная часть головки штангового токоприемника троллейбуса в поперечном разрезе

Рис. 1. Контактная часть головки штангового токоприемника троллейбуса в поперечном разрезе.

На советских троллейбусах первых выпусков использовались роликовые контактные головки токоприемников (см. рисунок 2, а). Они в 1939 году были заменены скользящими контактными головками (см. рисунок 2, б). К недостаткам роликовых головок токоприемников можно отнести: большой расход цветного металла и быстрый износ бронзовых роликов; срывы головок с изоляторов и срывы со штанг вместе с изоляторами, происходившие достаточно часто; быстрый износ втулок и осей, требующий смену головок токоприемников троллейбуса; сильное искрение во время съема электрического тока, вызывающее повышенный и неравномерный износ контактного провода; частая поломка деталей. Данный тип головки штангового токоприемника троллейбуса относят к менее совершенному и устаревшему методу токосъема.

Общий вид контактных головок штанговых токоприемников троллейбусов: а — роликовый тип, б — скользящий тип

Рис. 2. Общий вид контактных головок штанговых токоприемников троллейбусов: а — роликовый тип, б — скользящий тип.

Все части: 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6