Определение параметров обзорности через зеркала заднего вида сводится к подтверждению возможности наблюдения из условного положения глаз водителя нормативных зон, устанавливаемых техническими требованиями проекта Правил ООН. Испытания натурных образцов автомобилей на соответствие требованиям указанного документа представляют собой нелегкую задачу. Большие углы наклона оптических осей, бинокулярность зрения человека, сложность ориентирования зеркал относительно оптических осей системы делают затруднительным экспериментальное определение параметров обзорности через зеркала заднего вида. Решение этой задачи с наиболее высокой степенью точности возможно только с использованием ЭЦВМ. Такое решение обусловлено необходимостью сведения задачи к определению геометрических соотношений между зеркалами, нормативными точками, воспроизводящими положение глаз водителя, и нормативными зонами. Положение нормативных зон относительно автомобиля и его характерных точек показано на рис. 20.
Рис. 20. Размещение нормативных зон видимости в наружные зеркала заднего вида: 1 и 4 — соответственно правое и левое зеркала; 2 — нормативные зоны видимости; 3 — линия горизонта; 5 — условное положение глаз водителя.
Рис. 21. Расположение нормативной зоны видимости в наружное левое зеркало заднего вида легкового автомобиля.
Рис. 22. Зона видимости во внутреннее зеркало заднего вида: 1 — условные положения глаз водителя; 2 — внутреннее зеркало заднего вида; 3 — лучи к нормативной зоне; 4 — луч к линии горизонта; 5 — заднее окно автомобиля; 6 — нормативная зона; 7 — линия горизонта.
Проецируя с учетом принципа перспективы нормативную зону левого наружного зеркала на вертикальную поперечную плоскость, расположенную в 10 м позади условного положения глаз водителя (рис. 21), получим треугольник, в котором точки B и C — концы отрезка, принадлежащего указанной плоскости, ограничивающего нормативную зону. Точка A представляет собой проекцию на эту плоскость точки горизонта, соответствующей наибольшей ширине автомобиля (параметр W116, см. рис. 18).