Дизельный автомобиль МАЗ-200.
В систему электрооборудования дизельных автомобилей входят аккумуляторные батареи, генератор, стартер, приборы освещения, сигнализации, контрольные приборы, а также электрические приборы устройств для подогрева воздуха при пуске холодного двигателя, предпускового разогрева охлаждающей жидкости, отопления кабины шофера и обдува ветрового стекла.
Аккумуляторные батареи дизельных автомобилей
На дизельных автомобилях МАЗ-200 и МАЗ-205 установлено по две 12-вольтовые аккумуляторные батареи 6СТ-128, соединенные последовательно, благодаря чему их общее напряжение увеличивается до 24 В, а емкость остается равной емкости одной аккумуляторной батареи, т. е. 128 А∙ч. На дизельных автомобилях КрАЗ-219 и КрАЗ-222 имеется по четыре таких же аккумуляторных батареи, соединенных в две параллельные группы по две последовательно включенных аккумуляторных батареи в каждой группе; при этом общее напряжение всех аккумуляторных батарей равно 24 В, а емкость 256 А∙ч.
Генераторы Г-106 и Г-107 дизельных автомобилей
На дизельных автомобилях МАЗ-205, МАЗ-200 с дизельными двигателями ЯАЗ-204 установлен генератор Г-106, на дизельных автомобилях КрАЗ-219 и КрАЗ-222 с дизельными двигателями ЯАЗ-206А установлен генератор Г-107. Эти генераторы двухполюсные, двухщеточные, с параллельным включением обмотки возбуждения. Они имеют номинальное напряжение 24 В и различаются величиной максимального тока — 10 А у генератора Г-106 и 16 А у генератора Г-107. Положительная щетка генераторов изолирована от «массы», отрицательная соединена с «массой».
На автомобилях с двигателями ЯАЗ-204А и ЯАЗ-206А генератор установлен на кронштейне, прикрепленном с левой стороны дизельного двигателя к верхней части картера. Якорь генератора дизельного автомобиля, установленный на шариковых подшипниках, во вращение приводится ремнем от шкива коленчатого вала двигателя. Регулировка натяжения ремня производится поворотом генератора относительно оси болта его крепления к кронштейну. Смазка заднего подшипника вала якоря производится маслом для двигателя, заливаемым в количестве четырех-пяти капель через масленку на задней крышке корпуса генератора; передний подшипник смазывается консистентной смазкой ЦИАТИМ-201 при сборке генератора. Охлаждение генератора осуществляется потоком воздуха, поступающего в его полость от лопастей, отлитых на шкиве привода; из полости генератора воздух выходит наружу через отверстия в его задней крышке.
Реле-регуляторы РР-106 и РР-107 дизельных автомобилей
Генератор Г-106 дизельных автомобилей работает совместно с реле-регулятором РР-106, генератор Г-107 — с реле-регулятором РР-107. Эти реле-регуляторы имеют одинаковую схему и различаются только величиной ограничиваемого ими тока.
Схема реле-регулятора дизельного автомобиля изображена на рис. 1. В устройство реле-регулятора входят реле обратного тока (РОТ), ограничитель тока (ОТ), регулятор напряжения (PH) и сопротивления P1, P2, P3 и P4.
Рис. 1. Реле-регулятор РР-106 дизельного автомобиля и его соединение с генератором: РОТ — реле обратного тока; ОТ — ограничитель тока; PH — регулятор напряжения; 1 — параллельная обмотка; 2 — последовательная обмотка; 3, 7 и 11 — якоря РОТ, ОТ и PH; 4, 8 и 12 —контакты; 5 — обмотка ОТ; 6 — выравнивающее сопротивление; 9 — магнитный шунт; 10 — обмотка PH; 13 — обмотка возбуждения генератора.
Реле обратного тока соединяет и разъединяет цепь между аккумуляторными батареями и генератором дизельных автомобилей в зависимости от напряжения генератора. Реле замыкает цепь между генератором и батареями при повышении напряжения генератора до 24,4–27,0 В и размыкает ее при обратном токе 0,5–6 А.
Ограничитель тока предназначен для предохранения генератора дизельного автомобиля от перегрузки. Он ограничивает максимальный ток, отдаваемый генератором в цепь, величиной 9–11 А у генератора Г-106 и 15–17 А у генератора Г-107.
Регулятор напряжения поддерживает постоянство в пределах 27,4–30,2 В напряжения генератора дизельного автомобиля, обеспечивая этим наивыгоднейший режим заряда батарей.
Реле-регулятор крепится к передней стенке кабины под капотом двигателя. Зажимы Я и Ш реле-регулятора соединяются проводами соответственно с зажимами Я и Ш генератора, а зажим Б — с аккумуляторными батареями. Корпуса («масса») генератора и реле-регулятора соединены между собой проводом.
Детальное описание минераловатные маты здесь.