Советы по увеличению срока службы советских мотоциклов М-72, ИЖ-49, К-125 и М1А «Москва»

Мотоцикл ИЖ-49

Мотоцикл ИЖ-49 во Владивостокском музее автомотостарины. Автор фото Andshel, CC BY-SA 3.0, через Викисклад.

Главными факторами, которые влияют на продление срока службы для мотоциклов М-72, ИЖ-49, К-125 и М1А «Москва», являются: правильная обкатка капитально отремонтированного или нового советского мотоцикла, знание работы и устройства, выполненное вовремя техническое обслуживание и мастерство вождения.

Техническое обслуживание советских мотоциклов М1А «Москва», К-125, М-72 и ИЖ-49 организуется в соответствии с планово-предупредительной системой и представляет собой один из главных факторов, которые оказывают влияние на повышение срока службы мотоцикла и его стабильную готовность к работе. Смысл планово-предупредительной системы обслуживания состоит в том, что через установленный заранее пробег в неукоснительном порядке выполняют проверку технического состояния мотоцикла целиком и его отдельных узлов. Найденные неисправности устраняют, а кроме того выполняют все работы, которые связанны с техническим обслуживанием мотоциклов ИЖ-49, М-72, М1А «Москва» и К-125.

Для мотоциклов отечественного производства приняты такие виды техобслуживания, призванные увеличить срок службы:
1. Ежедневный уход (сокращенно, ЕУ).
2. Первое техническое обслуживание (сокращенно, ТО-1).
3. Второе техническое обслуживание (сокращенно, ТО-2).

Объем работ каждого типа технического обслуживания мотоцикла находится в зависимости от пробега и от конструкции советского мотоцикла и сводится к таким операциям:

Ежедневный уход, призванный увеличить срок службы мотоциклов М-72, ИЖ-49, М1А «Москва» и К-125 выполняется в течение дня, когда он эксплуатировался. Он состоит из контроля технического состояния до выезда, контроля за работой в пути, а также осмотра мотоцикла на длительных остановках, смазки, заправки, мойки и проверки крепления узлов при возвращении.

Первое техническое обслуживание выполняется в зависимости от эксплуатации, а также технического состояния в пределах следующего пробега: для советского мотоцикла М-72 — через, примерно, 1000 км, а для советских мотоциклов ИЖ-49, М1А «Москва» и К-125 — через 500–1000 км. Первое техническое обслуживание, помогающее увеличить срок службы мотоциклов ИЖ-49, К-125, М-72 и М1А «Москва», состоит из работ, которые входят в ежедневный уход, смазки и регулировочных работ.

Второе техническое обслуживание исполняется таким же образом, как и первое, в зависимости от условий, в которых проходила эксплуатация, а также в зависимости от технического состояния мотоцикла. Для советского мотоцикла М-72 оно выполняется после пробега 2000 километров, а для советских мотоциклов К-125 и ИЖ-49 — 2000–3000 километров. В ТО-2, помогающее увеличить срок службы, входят все работы по ежедневному уходу и ТО-1, а также дополнительны регулировочные и крепежные работы и при необходимости замена кое-каких мелких деталей и текущий ремонт некоторых механизмов.