Устройство и принцип работы дискового сцепления советских мотоциклов М-72, ИЖ-49, К-125, М1А «Москва»

Мотоцикл М-72

Мотоцикл М-72. Автор фото Huhu Uet, CC BY-SA 3.0, через Викисклад.

Устройство дискового сцепления мотоциклов

В устройство дискового сцепления мотоцикла, изображенного на рисунке 1, входят такие детали: ведущий и ведомый барабаны, диски, пружины и механизм выключения сцепления.

Устройство дискового сцепления, устанавливаемого на советских мотоциклах: а) сцепление включено, б) сцепление выключено

Рис. 1. Устройство дискового сцепления, устанавливаемого на советских мотоциклах: а) сцепление включено, б) сцепление выключено.

Ведущий барабан дискового сцепления вращается свободно в коробке передач мотоцикла на конце первичного вала, а его звездочка роликовой цепью соединена со звездочкой, сидящей на коленчатом валу двигателя. Барабан имеет продольные пазы, в которые входят выступы ведущего диска, вследствие чего этот диск может вдоль барабана свободно перемещаться и при этом вращаться с ним как одно целое. Ведущий барабан и ведущий диск входят в устройство ведущей группы деталей дискового сцепления мотоциклов.

Ведомый барабан дискового сцепления мотоцикла жестко закреплен на конце у первичного вала. У барабана на наружной поверхности есть шлицы, куда своими выступами заходят ведомые диски.

Ведомые диски сцепления имеют возможность свободно перемещаться вдоль барабана, но вращаются только вместе с ним. Ведомый барабан и ведомые диски входят в устройство ведомой группы деталей дискового сцепления мотоциклов.

Пружины одними своими концами соединены с ведомым барабаном, а другими зацеплены за фасонную часть наружного ведомого диска.

Под действием пружин ведомые диски сцепления мотоцикла зажимают расположенный между ними ведущий диск (рис. 1, а).

Кроме того, как видно на рис. 1, дисковое сцепление мотоциклов имеет червяк с рычагом и шток с грибком. Если с помощью рычага вращать червяк, он переместится влево и через шток с грибком освободит ведущий диск от действия пружин, отодвинув от пего наружный ведомый диск и растянув пружины (рис. 1, б). Червяк с рычагом и шток с грибком составляют механизм выключения дискового сцепления.

Принцип работы дискового сцепления мотоциклов

Давайте рассмотрим принцип работы дискового сцепления, которое устанавливается на мотоциклах. При работе двигателя мотоцикла вместе с коленчатым валом будет вращаться ведущий барабан и связанный с ним ведущий диск. Если в это время наружный ведомый диск отпущен (рис. 1, а), то пружины сожмут ведомые и ведущие диски и за счет сил трения заставят их вращаться как одно целое, передавая вращающее усилие от двигателя к коробке передач мотоцикла (дисковое сцепление включено).

Чтобы выключить дисковое сцепление на мотоциклах необходимо нажать на рычаг сцепления. Тогда усилие от рычага дискового сцепления через трос будет передано на рычаг червяка, червяк повернется и сместит в осевом направлении шток с грибком, который отодвинет наружный ведомый диск, освободив ведущий диск от действия пружин, и передача усилия прекратится (дисковое сцепление мотоцикла выключено).

Мотоциклетные дисковые сцепления делятся на: сухие, когда между дисками не вводятся смазывающие вещества (мотоцикл М-72), и масляные, когда диски погружены в масляную ванну (мотоциклы ИЖ-49, К-125 и М1А «Москва»). По числу ведомых дисков сцепления делят на однодисковые, двухдисковые, многодисковые.

https://www.konteiner-kron.ru бк 04 блок контейнер купить блок контейнер 04.