Устройство, неисправности и техническое обслуживание рулевого управления мотоциклов М-72, ИЖ-49, К-125 и М1А «Москва»: Рулевая колонка, руль, рулевой амортизатор

Мотоцикл К-125

Мотоцикл К-125 на выставке «Два колеса». Автор фото Stolbovsky, CC BY-SA 3.0, через Викисклад.

Рулевое управление мотоцикла за счет крепления передней вилки шарнирно и ее поворота в нужную сторону создает возможность для того, чтобы изменять направление движения мотоцикла и поддерживать равновесие, если мотоцикл одиночный. Рулевое управление мотоциклов ИЖ-49, М-72, К-125 и М1А «Москва» состоит из рулевой колонки, рулевого амортизатора, а также руля.

Устройство рулевой колонки мотоциклов ИЖ-49, М-72, К-125 и М1А «Москва»

Устройство рулевой колонки мотоциклов ИЖ-49, М-72, М1А «Москва» и К-125 изображено на рисунке 1. В устройство рулевой колонки входят стержень, упорные подшипники и головка рамы.

Стержень рулевой колонки мотоциклов М-72, К-125, ИЖ-49, М1А «Москва» прикреплен к двум мостикам передней вилки. К верхнему мостику стержень прикручен при помощи гайки, а в нижний мостик — запрессован. Упорные шариковые подшипники смонтированы между верхним и нижним мостиками и головкой рамы.

Устройство передней вилки телескопического типа мотоциклов М-72, ИЖ-49, М1А «Москва», К-125

Рис. 1. Устройство передней вилки телескопического типа мотоциклов М-72, ИЖ-49, М1А «Москва», К-125.

Чтобы у переднего колеса мотоциклов М-72, ИЖ-49, К-125 и М1А «Москва» была способность в автоматическом режиме занимать положение, которое соответствует прямолинейному движению мотоцикла, в его конструкции крепление передних вилок выполнено таким, при котором происходит установка оси колонки с наклоном к горизонтали под углом около 60–65° и вылетом, равным 40–60 миллиметров. Под вылетом понимается расстояние между точкой, в которой происходит касание воображаемой осью рулевой колонки земли, и точкой касания колеса мотоцикла.

Устройство руля мотоциклов ИЖ-49, М-72, К-125 и М1А «Москва»

Руль мотоциклов М1А «Москва», М-72, ИЖ-49 и К-125 (см. рисунок 2) предназначен для передачи на переднюю вилку усилия во время поддержания равновесия одиночного мотоцикла и при поворотах. Руль обладает сложной формой, изготавливается из стальной трубы и прикрепляется у передней вилки к верхнему мостику с помощью двух кронштейнов. На концах руля мотоцикла для удобства мотоциклиста имеются ручки из резины.

Органы управления мотоциклов М-72, ИЖ-49, К-125 и М1А «Москва»

Рис. 2. Органы управления мотоциклов М-72, ИЖ-49, К-125 и М1А «Москва».

Устройство рулевого амортизатора мотоциклов М1А «Москва», М-72, ИЖ-49 и К-125

Рулевой амортизатор мотоциклов К-125, М1А «Москва», М-72 и ИЖ-49 (см. рисунок 1) предназначен для того, чтобы снижать боковые колебания руля, которые появляются из-за неровностей дороги, и позволяет изменять в зависимости от скорости движения и условий пути легкость поворота руля. Рулевой амортизатор находится в рулевой колонке мотоцикла, а его устройство очень похоже на устройство бокового амортизатора, установленного на передней вилке.

Одна группа дисков связана с рамой мотоцикла, а другая — с передней вилкой.

Когда происходит увеличение затяжки амортизатора, увеличивается трение между дисками, которое препятствует тому, чтобы руль легко поворачивался от толчков, возникающих в переднем колесе при езде на мотоцикле.

Рулевой амортизатор на мотоциклах М-72, ИЖ-49, М1А «Москва» и К-125 необходимо затягивать во время езды с большой скоростью, независимо от того, в каком состоянии находится дорога.

Рулевой амортизатор необходимо отпускать при езде со средней скоростью по гладкой и ровной дороге, а также во время езды по плохой дороге, где приходится постоянно пользоваться рулем.

Неисправности рулевого управления мотоциклов К-125, ИЖ-49, М-72 и М1А «Москва»

В рулевом управлении мотоциклов М-72, ИЖ-49, К-125 и М1А «Москва» могут возникать такие неисправности:

1. Стук в рулевой колонке. Главной причиной стука является люфт упорных подшипников, обнаружить который легко, затормозив переднее колесо и продвигая мотоцикл вручную вперед и назад. При этом надо на ощупь проверить, есть ли смещение рулевой головки рамы относительно нижнего мостика вилки. Люфт устраняется затяжкой подшипников.

2. Поворот рулевого управления затруднен, причиной чего может быть слишком сильная затяжка рулевого амортизатора мотоциклов М-72, К-125, ИЖ-49 и М1А «Москва», слишком сильная затяжка упорных подшипников или повреждение фрикционных дисков.

Чтобы устранить дефект надо уменьшить затяжку амортизатора мотоцикла, поврежденные диски заменить или зачистить, уменьшить затяжку подшипников;

3. Передняя вилка мотоциклов К-125, М-72, М1А «Москва», ИЖ-49 при повороте руля упирается в бензобак, что может случиться, если смяты или сломаны упоры на неподвижном диске у рулевого амортизатора. Данную неисправность можно устранить, заменив неподвижный диск.

Техническое обслуживание рулевого управления мотоциклов М-72, К-125, ИЖ-49 и М1А «Москва»

Ежедневно:
1. Проверять в упорных подшипниках рулевой колонки люфт.
2. Проверять исправность рулевого амортизатора.

При первом техническом обслуживании рулевого управления: смазывать при помощи солидола упорные подшипники рулевой колонки мотоцикла.

При втором техническом обслуживании рулевого управления: разбирать, промывать при помощи керосина и смазывать пи помощи солидола подшипники рулевой колонки.

https://procrf.ru правила и порядок заполнения трудовой книжки.