Распределение веса кузова и автомобиля по осям при технической разработке проекта кузова – Часть 1 из 2: Расчет реакций на отдельные оси и колеса

Автомобиль

Подтверждение правильности расположения центра тяжести автомобиля и распределения нагрузок на колеса – основа дальнейших конструкторских работ, так как автомобиль с неправильным распределением веса не может быть допущен к эксплуатации. Нормы безопасности очень строго трактуют вопрос распределения веса. Чрезмерная нагрузка на любое колесо автомобиля недопустима из-за опасности повреждения шины. Кроме того, чрезмерная нагрузка на какое-либо колесо или ось вызывает недогрузку остальных, что серьезно сказывается на управляемости автомобиля.

Распределение веса автомобиля Ford «Taunus 15 М» с указанием центров тяжести: 1 – буфера; 2 – фар; 3 – решетки радиатора; 4 – радиатора, заполненного жидкостью; 5 – переднего крыла; 6 – передней оси в сборе; 7 – двигателя; 8–51 – прочих элементов; 52 – заднего буфера

Рис. 1. Распределение веса автомобиля Ford «Taunus 15 М» с указанием центров тяжести: 1 – буфера; 2 – фар; 3 – решетки радиатора; 4 – радиатора, заполненного жидкостью; 5 – переднего крыла; 6 – передней оси в сборе; 7 – двигателя; 8–51 – прочих элементов; 52 – заднего буфера.

Используя данные весового анализа, рассчитывают реакции на отдельные оси автомобиля. На чертеже распределения веса (рис. 1) обозначают центры тяжести отдельных элементов автомобиля и находят моменты сил тяжести этих элементов относительно оси передних колес. Как во всех подобных расчетах, данные целесообразно сводить в таблицу (табл. 1). Реакции на отдельные оси и колеса подсчитывают по следующим выражениям:

для задней оси:

Rt = ∑ ΔM/L0;

для передней оси:

Rp = ∑ ΔQRt;

для переднего колеса:

Pp = 0,5Rp;

для заднего одинарного колеса:

Pt’ = 0,5Rt;

для заднего сдвоенного:

Pt” = Rt/3,6;

где ΔM – частичный момент (силы тяжести отдельного элемента кузова), кгс∙м;
ΔQ – вес отдельного элемента, кгс;
L0 – колесная база автомобиля, м.

Таблица 1. Данные для весового анализа автомобиля.
Позиция на рис. 1ЭлементВес, кгсПлечо x, мМомент, кгс∙мКоррекцияПримечание
+
1Передний буфер4-0,622,5   
2Фары6-0,583,5   
3Решетка радиатора5-0,573,0   
4Радиатор с водой15-0,507,5   
   
51Крышка багажника9+3,10 27,8  
52Задний буфер4+3,50 14,0  

Для автомобилей большой длины и автобусов анализ распределения веса можно упростить, уменьшая количество позиций путем приведения сил к характерным сечениям, например, стойкам боковин. В таблицу, однако, нужно включить все позиции.

Подобным образом, если точки приложения сил тяжести некоторых элементов находятся очень близко одна от другой, их можно отнести к одному размеру плеча x. В итоге погрешность сведется к нулю или будет очень мала, т. е. будет в допустимых пределах – примерно ±5%.

В части 2 этой статьи мы поговорим о методе частичных моментов, применяемом при технической разработке проекта кузова, и о величине неуравновешенности.