Обкатка новых и отремонтированных советских мотоциклов

Мотоцикл К-125

Мотоцикл К-125 на выставке «Два колеса». Автор фото Stolbovsky, CC BY-SA 3.0, через Викисклад.

Советские мотоциклы – это надежные и прочные машины, которые могут работать продолжительное время, не нуждаясь в капитальном и среднем ремонтах, при условии своевременного и полного их обслуживания в эксплуатации.

Особенно сильно отражается на последующей работе нового или отремонтированного мотоцикла первый период эксплуатации (обкатки), когда происходит приработка деталей друг к другу.

Во время обкатки советских мотоциклов заводские инструкции рекомендуют особенно внимательно наблюдать за работой механизмов мотоцикла и строго соблюдать установленный режим работы.

Необходимость обкатки вытекает из тех явлений, которыми сопровождается работа нового или отремонтированного механизма.

Детали механизмов в первом периоде эксплуатации советского мотоцикла прирабатываются, при этом трение между ними больше обычного, они сильнее нагреваются и возникает опасность задира их рабочих поверхностей. При обкатке в масло попадает много металлической пыли и стружки, которые необходимо своевременно удалять. Однако многие начинающие мотоциклисты часто забывают об этих особенностях работы механизмов в период обкатки, допускают езду на наивысших скоростях, не следят за работой механизмов и этим резко увеличивают преждевременный износ деталей и уменьшают срок службы советского мотоцикла.

Обкатку мотоцикла СССР производят в процессе его эксплуатации на протяжении первых 2000 км пробега.

В большинстве случаев при обкатке не рекомендуется превышать скорости: на первой передаче 15 км/час; на второй – 20-30 км/час; на третьей – 30-40 км/час; а четвертой – 50 км/час, максимально используя движение накатом. Более точно пределы скоростей движения ограничиваются инструкциями заводов.

Чтобы мотоциклист не превысил этих скоростей, на карбюраторах новых мотоциклов М-72 И ИЖ-49 поставлены ограничители в виде болтиков-упоров, ввернутых в верхнюю крышку смесительной камеры. После первой тысячи километров пробега ограничители укорачивают, а после второй – удаляют.

Для четырехтактных двигателей советских мотоциклов во время обкатки рекомендуется более частая смена масла с таким расчетом, чтобы первая смена производилась через 400-500 км пробега, вторая – через 750-800 км и далее по норме.

Для двухтактных двигателей советских мотоциклов во время обкатки рекомендуется увеличивать содержание масла в топливе до соотношения 1:20 (0,5 л масла на 10 л топлива).

Во время обкатки мотоцикла на протяжении 1-ой тысячи км пробега не рекомендуется совершать длительные поездки по тяжелой дороге, избегать перегрева двигателя, через 25-30 км делать остановки, во время которых производить осмотр мотоцикла, обращая особое внимание на крепление деталей.