Неисправности и техническое обслуживание системы смазки дизельных двигателей ЯАЗ-204 (ЯАЗ-М204) и ЯАЗ-206 (ЯАЗ-М206)

Салон автомобиля МАЗ-502

Салон дизельного автомобиля МАЗ-502. Автор фото Игоррь, CC BY-SA 3.0, через Викисклад.

Неисправности системы смазки дизелей ЯАЗ-204, ЯАЗ-206

Неисправности системы смазки дизельных двигателей ЯАЗ-206, ЯАЗ-204 ведет к уменьшению подачи масла к имеющимся поверхностям трения деталей двигателя, вследствие чего возрастает их износ, повышается температура и может произойти заедание и повреждение деталей — задиры, выплавление подшипников и т. п.

Большая часть неисправностей, возникающих в системе смазки дизельных двигателей ЯАЗ-204 и ЯАЗ-206, сопровождается понижением давления масла. Причинами этого могут являются:

1. Недостаточный уровень в картере двигателя масла вследствие утечки через неплотные соединения или повышенного расхода масла при большом износе гильз цилиндров, поршней, а также поршневых колец.

2. Недостаточная (не соответствующая сезону) вязкость масла или разжижение масла топливом, проникающим в картер из цилиндров дизельного двигателя.

3. Неплотное закрытие клапанов, регулирующих давление в системе, вследствие заедания клапанов, ослабления или поломки их пружин.

4. Разрыв маслопроводов системы смазки или утечка масла в их соединениях.

5. Неисправность (износ деталей) масляного насоса.

6. Значительное увеличение в подшипниках коленвала и распредвала двигателя зазоров.

Снижение давления масла в системе смазки определяется по показаниям масляного манометра. Если при работе дизельных двигателей ЯАЗ-206 и ЯАЗ-204 с числом оборотов коленчатого вала 1500–2000 в минуту давление будет ниже 1,3–1,8 кг/см2, а при 400–500 оборотах в минуту ниже 0,4 кг/см2, это свидетельствует о неисправностях в системе смазки и необходимости их выявления и устранения.

Техническое обслуживание системы смазки дизелей ЯАЗ-204, ЯАЗ-206 и уход за ней

Техническое обслуживание системы смазки дизельных двигателей ЯАЗ-206, ЯАЗ-204 заключается в следующем:

при ежедневном обслуживании (ЕО) системы смазки перед пуском дизельных двигателей ЯАЗ-206 и ЯАЗ-204 необходимо проверить уровень масла в картере и при необходимости долить масло; после пуска проверить по манометру давление в системе смазки и убедиться в отсутствии подтекания масла в ее соединениях;

— при первом техническом обслуживании (ТО-1) системы смазки дизельных двигателей ЯАЗ-204, ЯАЗ-206 после пробега 3000–4000 км сменить масло в картере, промыть фильтрующие элементы фильтра грубой очистки масла и заменить фильтрующий элемент фильтра топкой очистки;

— при втором техническом обслуживании (ТО-2) системы смазки дизельных двигателей ЯАЗ-206, ЯАЗ-204 необходимо подтянуть крепление к двигателю поддона картера, масляных фильтров, наружных маслопроводов. Два раза в год при наступлении осенне-зимнего и весенне-летнего сезонов эксплуатации во время проведения ТО-2 заменить масло и промыть систему смазки.

При смене масла в дизельных двигателей ЯАЗ-204 и ЯАЗ-206 необходимо слить отработавшее масло из картера прогретого двигателя; слить масло из корпусов масляных фильтров, разобрать фильтры, промыть дизельным топливом или неэтилированным бензином корпуса обоих фильтров, промыть четыреххлористым углеродом (четырех хлористый углерод ядовит и при обращении с ним необходимо соблюдать, меры предосторожности), дизельным топливом или неэтилированным бензином фильтрующие элементы фильтра грубой очистки, заменить фильтрующий элемент у фильтра тонкой очистки и собрать фильтры; залить в картер дизельных двигателей ЯАЗ-206 и ЯАЗ-204 необходимое количество свежего масла и пустить двигатель на 3–4 минуты, чтобы заполнить маслом каналы системы смазки и фильтры. После чего остановить дизельный двигатель, замерить уровень масла в картере и долить масло при необходимости до верхней метки маслоизмерительного стержня.

Для промывки системы смазки дизельных двигателей ЯАЗ-204, ЯАЗ-206 следует слить из картера прогретого двигателя отработавшее масло и залить в него смесь 60% индустриального масла 20 (веретенного 3) и 40% дизельного масла; слить масло из фильтров, промыть их корпусы, промыть фильтрующие элементы фильтра грубой очистки и собрать фильтры, не устанавливая фильтрующий элемент в фильтр тонкой очистки; разобрать масляный радиатор системы смазки, его теплообменник промыть четыреххлористым углеродом, дизельным топливом или неэтилированным бензином и собрать радиатор. Пустить дизельный двигатель ЯАЗ-204 (ЯАЗ-206) и дать ему поработать 3–4 минуты при минимальном числе оборотов холодного хода; слить промывочное масло из системы смазки, еще раз промыть фильтрующие элементы фильтра грубой очистки и установить новый фильтрующий элемент в фильтр тонкой очистки; залить в систему смазки свежее дизельное масло.