Назначение и виды вспомогательных электрических машин троллейбусов: Приводные электродвигатели и генераторы собственных нужд

Троллейбус

К используемым на троллейбусах вспомогательным электрическим машинам относят: приводные электродвигатели для компрессоров, вентиляторов, генераторов собственных нужд, групповых контроллеров, а также низковольтные генераторы собственных нужд и для освещения люминесцентными лампами.

Вентилятор и генератор троллейбуса в некоторых случаях в действие приводятся одним вспомогательным электродвигателем.

Приводящий в действие компрессор троллейбуса электрический двигатель часто изготавливается с ним в одном блоке. Электродвигатель с компрессором в сборе называется двигатель-компрессором. Он служит для выработки сжатого воздуха, нужного для питания механизмов закрывания и открывания дверей, тормозной системы, механизмов стеклоочистителя и прочее.

Вместе с приводным электрдвигателем генератор собственных нужд составляют агрегат, который называют двигатель-генератором. Используемые в троллейбусах генераторы собственных нужд, как правило, имеют низкое напряжение, равное 12, 24, 36, 48 вольт, в связи с чем их называют низковольтными генераторами. Низковольтные генераторы для упрощения электрического оборудования троллейбусов в действие часто приводятся напрямую от вала тягового электродвигателя с помощью ременной передачи текстропного типа либо небольшого карданного вала.

Электродвигатель, который приводит в действие вентилятор, и сам вентилятор составляют вместе агрегат, который носит название двигатель-вентилятора. Вентилятор, кроме вентиляции пассажирского помещения, охлаждает пусковые сопротивления, а иногда и тяговые электродвигатели, если они предполагают независимую вентиляцию.

К вспомогательным электрическим машинам можно отнести: небольшой электродвигатель (серводвигатель), используемый на некоторых троллейбусах, который приводит в действие групповой (реостатный) контроллер; электродвигатели малой мощности, которые приводят в действие стеклоочиститель, а также механизмы закрывания и открывания выходных и входных дверей.

Наибольшее применение на советских троллейбусах нашли такие виды вспомогательных электрических машин:

1. Низковольтные генераторы типа Г-732, устанавливаемые на троллейбусах ЗИУ-5, которые работают от приводных электрических двигателей.

2. Электродвигатель для вентилятора, а также генератора собственных нужд типа ДК-656А, устанавливаемый на троллейбусах ЗИУ-5.

3. Электродвигатели компрессоров типа ДК-653А, устанавливаемые на троллейбусах ЗИУ-5.