Устройство карданной передачи автомобиля ГАЗ М-1 (ГАЗ М1)

Автомобиль ГАЗ М-1

Автомобиль ГАЗ М-1 в музее УГМК, Россия, Верхняя Пышма. Автор фото Stas Kozlovskiy, CC BY-SA 4.0, через Викисклад.

Карданная передача является важнейшим компонентом в системе трансмиссии автомобиля M-1. Она играет важную роль в передаче крутящего момента от двигателя к задним колесам автомобиля ГАЗ М-1 (ГАЗ М1). Карданная передача – это механическое устройство, состоящее из ряда универсальных шарниров и полой трубки, позволяющее ему компенсировать относительное перемещение между трансмиссией и задней осью. Карданная передача обеспечивает плавную передачу мощности и эффективное распределение крутящего момента, обеспечивая оптимальную производительность и устойчивость автомобиля ГАЗ М-1 (ГАЗ М1). Знание функционирования и устройства карданной передачи необходимо для понимания общей работы автомобиля ГАЗ М-1 (ГАЗ М1).

На рис. 1 представлено устройство карданного шарнира автомобиля ГАЗ М-1 (ГАЗ М1). Вилка 1 сидит на вторичном валике коробки передач, а вилка 2 связана с карданным валом; шипы 3 кольца входят во втулки 4, крепящиеся кольцами 5 в вилках.

Устройство карданного шарнира автомобиля ГАЗ М-1 (ГАЗ М1): 1 – вилка, сидящая на вторичном валике коробки передач, 2 – вилка, связанная с карданным валом; 3 – шипы кольца; 4 – втулка; 5 – кольцо

Рис. 1. Устройство карданного шарнира автомобиля ГАЗ М-1 (ГАЗ М1): 1 – вилка, сидящая на вторичном валике коробки передач, 2 – вилка, связанная с карданным валом; 3 – шипы кольца; 4 – втулка; 5 – кольцо.

Устройство карданной передачи автомобиля ГАЗ М-1 (ГАЗ М1) в разрезе изображено на рис. 2. На выходящем из коробки передач вторичном валике 1, располагающемся во внутренней части кронштейна 4 задней подвески блока «двигатель – сцепление – коробка передач», закреплена втулка вилки 3 карданного шарнира; закрепление выполнено на шлицах шайбой и болтом. На втулке шарнира помещена червячная шестерня 2, связанная с червяком, установленным в кронштейне 4; от червяка вращение гибким валом передается к спидометру (показателю скорости) и счетчику пройденных километров, помещенным на щитке перед водителем. Ведомая вилка 5 сидит на шлицах передней части 6 карданного вала; этот конец опирается за роликовый подшипник, расположенный внутри трубы, окружающей карданный вал. Задний конец карданного вала автомобиля ГАЗ М-1 (ГАЗ М1) жестко связан с полым валом ведущей конической шестерни главной передачи.

Устройство карданной передачи автомобиля ГАЗ М-1 (ГАЗ М1) в разрезе: 1 – вторичный валик; 2 – червячная шестерня; 3 – вилка карданного шарнира; 4 – кронштейн; 5 – ведомая вилка; 6 – передняя часть карданного вала; 7 – труба; 8 – внешняя труба

Рис. 2. Устройство карданной передачи автомобиля ГАЗ М-1 (ГАЗ М1) в разрезе: 1 – вторичный валик; 2 – червячная шестерня; 3 – вилка карданного шарнира; 4 – кронштейн; 5 – ведомая вилка; 6 – передняя часть карданного вала; 7 – труба; 8 – внешняя труба.

В устройство карданной передачи автомобиля ГАЗ М-1 (ГАЗ М1) входит один шарнир. Этот шарнир окружен двумя тонкими сферическими чашками, прикрепленными болтами к кронштейну 4 (рис. 2); между этими чашками помещается такая же тонкая сферическая чашка, служащая продолжением трубы 7, охватывающей передний конец карданного вала. Изменение угла расположения вала сопровождается относительным проскальзыванием чашки трубы между неподвижными чашками.

Внутри трубы 7 располагается передний конец внешней трубы 8, задний конец которой болтами крепится к фланцу картера заднего моста автомобиля ГАЗ М-1 (ГАЗ М1). Труба 3 может скользить в трубе 7; между концом трубы 7 и трубой 8 находится двойной сальник, препятствующий выходу масла из трубы и попаданию в нее пыли. Смазка поверхностей трения чашек производится масленкой, ввернутой в наружную чашку; в конце этой чашки расположен сальник для удержания масла.