Устройство аккумуляторной батареи мотоцикла, приготовление электролита

Мотоцикл Harley Davidson

В устройство аккумуляторной батареи мотоцикла (см. рисунок 1) входят три аккумулятора, которые соединены последовательно.

В устройство каждого из этих трех аккумуляторов включены отрицательные и положительные пластины, которые погружены в сосуд с электролитом.

Пластины аккумуляторов аккумуляторной батареи мотоцикла состоят из свинцовых решеток, в которые запрессована активная масса. В положительных пластинах она состоит в основном из свинцового сурика, а в отрицательных — из свинцового глета, вследствие этого у положительных пластин цвет красноватый, а у отрицательных — серый с синеватым оттенком. Каждая пластина аккумуляторов аккумуляторной батареи мотоцикла в зависимости от размеров может взять на себя определенный электрический заряд.

Чтобы получить больший электрический заряд, устанавливают несколько одноименных пластин, при этом отрицательных пластин должно быть больше на одну. Комплекты отрицательных и положительных пластин аккумуляторов с помощью свинцовых соединительных пластин-бареток объединяют в полублоки. У бареток сверху есть полюсные штыри. Чтобы платины аккумуляторов защитить от замыкания, между них устанавливают сепараторы, выполненные из мягких пород дерева (кедра, ольхи, липы), стекловолокна, пластмассы или эбонита.

Блоком пластин аккумуляторов называют полублоки отрицательных и положительных пластин, находящихся в сборе с сепараторами.

Устройство аккумуляторной батареи 3МТ-14, выпускавшейся в СССР и устанавливаемой на советские мотоциклы

Рис. 1. Устройство аккумуляторной батареи 3МТ-14, выпускавшейся в СССР и устанавливаемой на советские мотоциклы.

Аккумуляторные банки аккумуляторной батареи мотоцикла изготовляются из кислотоупорной пластмассы либо эбонита. Как правило, в устройство каждой банки входят три отделения, на дне которых делаются выступы — ребра, предохраняющие нижние части пластин от замыкания выкрошившейся активной массой.

Сверху банка аккумуляторной батареи мотоцикла закрывается крышкой и заливается специальной массой. В крышке имеется отверстие для заливки в аккумулятор электролита, которое закрывается пробкой, имеющей вентиляционное отверстие для выхода газа.

Электролит, заливаемый в аккумуляторы мотоциклов, характеризуется своей плотностью, которая должна соответствовать заводским инструкциям и может быть различной, в зависимости от климатических условий, при которых происходит эксплуатация мотоцикла (см. таблицу 1). Плотность имеет максимальное значение у заряженного аккумулятора мотоцикла и минимальное значение у разряженного.

Таблица 1 — Плотность электролита аккумуляторной батареи мотоцикла для различных климатических условий
Состояние аккумулятора мотоциклаЛетомЗимой
Южные районыЦентральные и северные районыЮжные районыЦентральные районыСеверные районы
Полностью заряженный1,241,271,271,291,31
Разряженный на 25%1,2051,241,241,261,28
Разряженный на 50%1,171,211,211,231,25
Полностью разряженный1,101,141,141,161,19

Зимой в аккумуляторных батареях мотоциклов применяют электролит повышенной плотности, так как электролит, имеющий меньшую плотность, быстрее замерзает, что видно из табл. 2.

Таблица 2 — Соответствие плотности электролита и его температуры замерзания
Плотность электролита1,161,231,29
Температура замерзания-16 °C-40 °C-74 °C

Аккумуляторные заводы не рекомендуют разряжать зимой аккумуляторные батареи мотоциклов более 25% во избежание замерзания электролита, а летом более 50%, для предупреждения сульфатации пластин аккумулятора (см. табл. 1).

Электролит для аккумуляторной батареи мотоцикла приготовляют следующим образом: в стеклянную или другую кислотоупорную посуду вливают нужное количество дистиллированной воды, затем медленно, тонкой струей льют в воду кислоту, при этом перемешивая смесь с помощью стеклянной палочки. Вливать вначале кислоту, а затем воду нельзя, потому что это вызовет бурную реакцию, и в итоге брызги могут попасть на тело и одежду и вызвать ожоги. В случае попадания электролита либо кислоты на тело и одежду надо немедленно смочить это место 10% водным раствором аммиака (нашатырным спиртом) или 10% водным раствором соды.

Для приготовления электролита для аккумуляторной батареи мотоцикла необходимой плотности на 1 л дистиллированной воды надо взять количество серной кислоты (уд. вес 1,83), указанное в табл. 3.

Таблица 3 — Данные для приготовления электролита
Необходимая плотность электролита при 15 °CНа 1 л воды взять серной кислотыНеобходимая плотность электролита при 15 °CНа 1 л воды взять серной кислоты
см3граммысм3граммы
1,10091,0167,41,240260,0478,0
1,142135,2249,01,251275,0503,0
1,162157,0289,01,262290,0534,2
1,171167,8308,61,273306,6565,0
1,190191,0351,71,285324,7598,0
1,200203,7375,31,308363,8670,0
1,210216,8399,6
1,230246,5454,7

Под емкостью аккумулятора мотоцикла понимается количество электричества, которое отдает заряженный полностью аккумулятор во время разрядки до наименьшего значения, которое указано заводом. При этом емкость аккумулятора мотоцикла измеряют в ампер-часах (а-ч), то есть произведением значения тока разряда на время, в течение которого происходила разрядка.

У каждого свинцового аккумулятора мотоцикла, независимо от размера, напряжение в среднем равно 2 В. В случае соединения трех аккумуляторов последовательно напряжение у аккумуляторной батареи составляет 6 В.

Аккумуляторные батареи устанавливаются на мотоцикле на специальной площадке, расположенной, как правило, ниже седла водителя, и крепятся хомутами.