Мотоцикл М-72.
Устройство прерывателя и прерывателя-распределителя ПМ-05
Прерыватель в системе батарейного зажигания мотоциклов М-72, ИЖ-49, М1А «Москва», К-125 служит для периодического размыкания электрической цепи в первичной обмотке индукционной катушки зажигания, что необходимо для создания в индукционной катушке переменного магнитного поля с целью получения тока с высоким напряжением во вторичной обмотке индукционной катушки зажигания.
Устройство прерывателя мотоциклов ИЖ-49, К-125 и М1А «Москва»
В устройство прерывателя мотоциклов ИЖ-49, М1А «Москва», К-125, установленного на торце корпуса генератора, входят основание, подвижный контакт с рычажком (молоточек), неподвижный контакт (наковальня) и кулачок (рис. 5).
Рис. 5. Устройство прерывателя мотоциклов К-125, М1А «Москва», ИЖ-49.
Основание укреплено двумя винтами к торцу генератора. На основании смонтированы неподвижный контакт и рычажок.
Неподвижный контакт, представляющий из себя стойку с вольфрамовым контактом, укреплен к основанию так, что может перемещаться, за счет чего создается возможность регулирования зазора у контактов прерывателя мотоциклов М1А «Москва», К-125 и ИЖ-49.
Рычажок подвижного контакта имеет Г-образную форму, свободно сидит на оси, изготовлен из пластмассы. На одном конце рычажок имеет вольфрамовый контакт, а другой конец его упирается в спиральную пружину, которая держит контакты прерывателя мотоцикла замкнутыми.
Размыкание контактов осуществляется кулачком, который на прерывателе мотоциклов К-125 и М1А «Москва» укреплен жестко болтом к коленчатому валу, а на прерывателе мотоцикла ИЖ-49 подвижно на втулке.
Размеры зазоров у контактов прерывателя следующие:
Мотоцикл К-125: 0,45–0,55 мм.
Мотоцикл М1А «Москва»: 0,4–0,5 мм.
Мотоцикл ИЖ-49: 0,4–0,6 мм.
При наличии в двигателе мотоцикла двух и более цилиндров недостаточно одного прерывателя, необходим и такой прибор, который распределял бы ток высокого напряжения по цилиндрам двигателя. Такие приборы называются распределителями. Они монтируются обычно заодно с прерывателями и называются прерывателями-распределителями.
Устройство прерывателя-распределителя ПМ-05 мотоцикла М-72
На рис. 6 показан прерыватель-распределитель ПМ-05 мотоцикла М-72. В его устройство входят алюминиевый корпус, диск прерывателя с кольцевыми пазами, подвижный контакт с рычажком (молоточек), неподвижный контакт (наковальня), корпус распределителя и ротор (бегунок). Кулачок прерывателя является частью распределительного вала двигателя мотоцикла М-72 (рисунок 7).
Рис. 6. Устройство прерывателя-распределителя ПМ-05 мотоцикла М-72.
На диске прерывателя смонтированы неподвижный и подвижный контакты. Неподвижный контакт крепится к диску стопорным винтом. Кроме того, в продольный паз стойки неподвижного контакта входит эксцентриковый регулировочный винт, поворотом которого при отпущенном стопорном винте осуществляется регулирование зазора, находящегося между контактов прерывателя.
Рычажок подвижного контакта прерывателя мотоцикла М-72 свободно сидит на оси, изолирован от диска и массы мотоцикла текстолитовой изоляционной втулкой и имеет пластинчатую пружину, которая держит контакты прерывателя замкнутыми. Кроме того, на диске установлена стойка с пружиной, на конце которой укреплен фетровый сальник. Фетр сальника пропитывается маслом, предназначенным для смазки кулачка прерывателя мотоцикла М-72.
Размыкаются контакты прерывателя двумя кулачками переднего конца распределительного вала. Зазор при разомкнутом состоянии между контактами прерывателя должен равняться 0,4–0,5 миллиметров.
Корпус распределителя мотоцикла М-72 изготовлен из материала, не проводящего электрический ток, — бакелита. Снаружи корпус имеет три контакта (гнезда) для проводов высокого напряжения, из которых два соединены с запальными свечами, а третий, средний, — с центральным контактом индукционной катушки. Внутри корпуса имеются также три контакта — один центральный и два боковых.
Ротор распределителя (бегунок) мотоцикла М-72 также изготовлен из бакелита. В центре вращения он имеет пружинящий контакт, а на фланце — пластинчатый контакт.
Ротор установлен на конце распределительного вала мотоцикла М-72 (см. рис. 7). Для передачи вращения и фиксации установки в определенном положении он имеет сухарь с винтом, который заходит в вырез переднего конца распределительного вала.
Рис. 7. Устройство распределительного вала двигателя внутреннего сгорания мотоцикла М-72.
Назначение и устройство конденсатора в системе батарейного зажигания
Конденсатор в системе батарейного зажигания двигателя мотоциклов М-72, ИЖ-49, М1А «Москва», К-125 служит для предохранения контактов прерывателя от быстрого обгорания и для повышения напряжения в индукционной катушке на вторичной обмотке.
Конденсатор состоит из 2-х полос фольги из алюминия, друг от друга изолированных двумя полосами тонкой парафинированной бумаги; все это вместе скатывается в виде рулончика и помещается в цилиндрический металлический корпус. Одна полоса фольги соединяется с корпусом, другая — с изолированным контактом прерывателя мотоцикла.
Конденсатор на мотоциклах М1А «Москва», К-125 и ИЖ-49 прикрепляется к торцу генератора, а на мотоцикле М-72 устанавливается в камере корпуса прерывателя (см. рисунок 6). В цепь конденсатор подключен параллельно контактам прерывателя.
Емкость конденсаторов мотоциклов измеряется в микрофарадах (мкФ) и составляет 0,17–0,25 мкФ.
Назначение и устройство выключателя зажигания в системе батарейного зажигания
Выключатель зажигания служит для остановки работающего двигателя путем выключения источников тока из цепи приборов зажигания. Выключатель зажигания мотоциклов М-72 и М1А «Москва» расположен совместно с центральным переключателем в фаре мотоцикла, а на мотоциклах К-125 и ИЖ-49 выключатели зажигания расположены в распределительной коробке. Выключатели зажигания снабжаются замком с ключом.
Устройство выключателя зажигания мотоциклов М-72 и М1А «Москва»
Выключатель зажигания мотоциклов М-72 и М1А «Москва», как видно на рис. 8, имеет два контакта: подвижный и неподвижный. Когда ключ вынут и зажигание выключено, контакты размыкаются с помощью пружины, а когда зажигание находится во включенном состоянии, ключ давит на толкатель, тем самым контакты замыкаются, и через них начинает проходить ток, питающий приборы зажигания.
Рис. 8. Устройство выключателя зажигания и центрального переключателя мотоциклов М-72 и М1А «Москва».
Устройство выключателя зажигания мотоциклов ИЖ-49 и К-125
На мотоциклах ИЖ-49 и К-125 выключатель зажигания является частью общего центрального переключателя. Он состоит из пластмассового барабана, на цилиндрической поверхности которого закреплена ступенчатая латунная лента, к которой прижимаются три скользящих контакта. При вращении барабана при помощи ключа включается зажигание мотоцикла и одновременно другие потребители тока.
Вращением ключа можно получить шесть различных положений включения потребителей.