Дизельный автомобиль-самосвал МАЗ-5549.
Устройство рулевого механизма дизельных автомобилей МАЗ и КрАЗ
Рулевой механизм дизельных автомобилей МАЗ и КрАЗ (рис. 1) имеет передачу типа «червяк и сектор». Картер механизма крепится к раме автомобиля посредством кронштейна 12.
Червяк 1 рулевого механизма, напрессованный на вал 6 установлен в картере на 2-х роликовых конических подшипниках, для которых регулировка затяжки производится при изменении толщины набора прокладок 4, помещенных между картером и его верхней крышкой 5. Верхний конец вала 6 рулевого механизма дизельных автомобилей КрАЗ и МАЗ опирается на шариковый подшипник, помещенный в трубе рулевой колонки.
Сектор 2, имеющий спиральные зубья, изготовлен как одно целое с валом 11, вращающимся на двух игольчатых подшипниках 9. Торец сектора упирается в боковую крышку 8 картера механизма через бронзовую шайбу 7. Осевой зазор вала сектора, одновременно являющийся зазором в зацеплении его зубьев с нарезкой червяка, регулируется подбором бронзовой шайбы определенной толщины. На мелких шлицах наружного конца вала 11 сектора устанавливается сошка, закрепляемая по валу гайкой.
Червяк и сектор в рулевом механизме дизельных автомобилей МАЗ и КрАЗ смазываются маслом, заливаемым в картер рулевого механизма через отверстие, закрытое пробкой 3; для слива масла имеется отверстие с пробкой 13. Утечку масла из картера через подшипники вала сектора предотвращает сальник 10.
Рис. 1. Устройство рулевого механизма дизельных автомобилей МАЗ и КрАЗ: 1 — червяк; 2 — сектор; 3 и 13 — пробки картера; 4 — регулировочные прокладки; 5 — верхняя крышка; 6 — вал червяка; 7 — бронзовая шайба; 8 — боковая крышка; 9 — игольчатый подшипник; 10 — сальник; 11 — вал сектора; 12 — кронштейн.
Устройство привода рулевого управления дизельных автомобилей КрАЗ и МАЗ
В устройство привода рулевого управления входят сошка, продольная рулевая тяга, а также поперечная тяга, которая присоединена к рычагам поворотных цапф. При этом шаровые сочленения поперечной тяги, а также переднего конца продольной тяги изготовлены саморегулирующимися. Регулировка затяжки шарового сочленения у заднего конца продольной тяги осуществляется ввертыванием пробки тяги.
Устройство пневматического усилителя рулевого управления трехосных автомобилей КрАЗ
Рулевое управление трехосных автомобилей КрАЗ имеет пневматический усилитель, предназначенный для уменьшения усилия, прикладываемого шофером к рулевому колесу.
В устройство пневматического усилителя входят установленный на раме дизельного автомобиля силовой цилиндр, шток которого через дополнительную продольную тягу связан с рычагом правой поворотной цапфы, и воздухораспределитель, соединенный тягой с рычагом, шарнирно укрепленным на сошке рулевого механизма.
При начале поворота рулевого колеса на дизельном автомобиле рычаг сошки воздействует на воздухораспределитель, через который в полость силового цилиндра с одной стороны поршня поступает сжатый воздух из ресивера пневматической системы автомобиля. Под давлением воздуха поршень и шток силового цилиндра перемещаются, сила от штока сообщается через дополнительную продольную тягу рычагу правой поворотной цапфы, а от него через поперечную тягу также и рычагу левой цапфы, помогая поворачивать колеса в требуемую сторону.
Если водитель дизельного автомобиля поворачивает рулевое колесо в противоположную сторону, воздухораспределитель соединяет с ресивером полость силового цилиндра с другой стороны поршня, и направление силы, передаваемой от штока цилиндра на тяги рулевого привода, изменяется также на противоположное.
Пневматический усилитель на дизельном автомобиле включают только в тяжелых дорожных условиях, а также при маневрировании. В других случаях он должен быть выключен краном, расположенным на нижней панели приборов в кабине водителя. При выключенном пневматическом усилителе обе полости силового цилиндра постоянно соединены с атмосферой и его поршень при поворотах автомобиля в цилиндре может легко перемещаться, не препятствуя свободному движению деталей привода рулевого управления.