Мотоцикл М-72.
Устройство четырехступенчатой коробки передач мотоцикла М-72
На мотоцикле М-72 установлена четырехступенчатая коробка передач. В ее устройство (рис. 1) входят алюминиевый картер, первичный и вторичный валы с шестернями, механизм переключения передач. Кроме того, на мотоцикле М-72 конструктивно вместе с коробкой передач выполняется пусковой механизм двигателя (рис. 4).
Первичный (ведущий) вал коробки передач мотоцикла М-72 пустотелый (внутри проходит шток механизма выключения сцепления), вращается на двух подшипниках (задний подшипник роликовый, а передний — шариковый). Шестерни 1-й, 2-й и 3-й передач изготовлены как единое целое с валом. Шестерня 4-й передачи мотоцикла М-72 установлена на валу при помощи шпонки.
У вала на переднем конце (со стороны двигателя) выполнены шлицы, предназначенные для установки ступицы ведомых дисков сцепления.
Рис. 1. Схематическое устройство коробки передач мотоцикла М-72.
Вращение вторичного (ведомого) вала коробки передач мотоцикла М-72 происходит на двух шариковых подшипниках. На вторичном валу установлены шестерни 1, 2, 3 и 4 передач, которые вращаются свободно на втулках из бронзы. Эти шестерни состоят с соответствующими шестернями, находящимися на первичном валу, в постоянном зацеплении. Данный тип коробок, устанавливаемый на мотоциклах М-72, называют коробками передач с постоянным зацеплением шестерен и отличается от коробок, изображенных на рисунке 1 в статье Общее устройство и принцип работы коробок передач советских мотоциклов.
Между шестернями 1 и 2-й передач, также между шестернями 3 и 4-й передач на шлицах у вторичного вала коробки передач мотоцикла М-72 смонтированы муфты включения передач, которые вращаются как одно целое со вторичным валом, но имеют возможность передвигаться вдоль него, соединяя с ним соответственно ту или иную установленную на нем шестерню.
Ведущий передний диск упругого сочленения карданного вала мотоцикла М-72 установлен на шлицевом заднем конце вала (см. рисунок 2). У ведущего вала на цилиндрической части есть червячная резьба, предназначенная для привода вала спидометра.
Рис. 2. Устройство карданной передачи мотоцикла М-72.
Устройство механизма переключения передач
В устройство механизма переключения передач мотоцикла М-72 (см. рисунок 3) входят механизм переключения и привод (ножной и ручной). В устройство самого механизма переключения входят две вилки, которые установлены на валике, и соединенный жестко с другим валиком сектор переключения передач.
Рис. 3. Механизм переключения передач мотоцикла М-72.
В секторе передач есть две прорези, куда входят штифты вилок переключения. Прорези сделаны так, что при повороте сектора валиком штифты вилок по ним скользят и вилки перемещаются. Когда перемещается вилка 1 и 2-й передач мотоцикла М-72, вилка 3 и 4-й передач стоит на месте, и наоборот.
Привод сектора на мотоцикле М-72 осуществляется при помощи ножной педали или ручным рычагом. Ручной рычаг находится у коробки передач с правой стороны и закреплен жестко на валике сектора. С помощью рычага можно на мотоцикле М-72 включить любую из передач. С помощью педали механизма ножного переключения, находящейся у картера коробки передач слева, за один нажим можно выполнить включение лишь одной соседней передачи или перейти в нейтральное положение.
Устройство и принцип работы механизма ножного переключения передач
В устройство механизма ножного переключения передач мотоцикла М-72 входят кривошип с двумя собачками, храповик с шестью зубьями, шайба выключения собачек, возвратная пружина кривошипа, рычаг и педаль.
Принцип работы механизма ножного переключения передач на мотоцикле М-72 следующий. После нажатия на заднюю или переднюю площадку педали она поворачивается сама и через рычаг поворачивает кривошип, при этом в зацепление входит одна из собачек у кривошипа с храповиком, установленным на квадрате валика сектора. У кривошипа есть возможность сделать поворот до того момента, пока он не упрется в регулировочный винт, что будет соответствовать переключению в коробке передач мотоцикла М-72 на соседнюю передачу. Если затем отпустить педаль, то она вернется в изначальное положение, а собачки у кривошипа перейдут положение, из которого можно будет включить на мотоцикле М-72 соседнюю низшую или высшую передачу.
Передача усилия в коробке передач
Передача усилия в коробке передач мотоцикла М-72 происходит следующим образом.
Включение первой передачи в коробке мотоцикла М-72 происходит при передвижении вправо муфты включения 1 и 2-ой передач, когда кулачки муфты заходят в окна у шестерни 1-ой передачи вторичного вала. Усилие передается так: первичный вал, шестерни первой передачи, муфта включения, вторичный вал.
Включение второй передачи в коробке передач мотоцикла М-72 происходит при передвижении влево муфты включения 1 и 2-ой передач, когда кулачки муфты заходят в окна у шестерни 2-ой передачи вторичного вала. Усилие передается так: первичный вал, шестерни второй передачи, муфта включения, вторичный вал коробки передач.
Третья передача в коробке мотоцикла М-72 включается передвижением вправо муфты включения 3-ей и 4-ой передач; в отверстия муфты входят кулачки шестерни 3-й передачи. Усилие передается так: первичный вал, шестерни 3-й передачи, муфта включения, вторичный вал.
Четвертая передача в коробке мотоцикла М-72 включается передвижением влево муфты включения 3-ей и 4-ой передач; в отверстия муфты входят кулачки шестерни 4-й передачи мотоцикла. Усилие передается так: первичный вал, шестерни четвертой передачи, муфта включения, вторичный вал коробки передач.
На гребне сектора есть пять выемок под шарик фиксатора. Фиксатор (см. рис. 1) состоит из шарика с пружиной и предохраняет от самопроизвольного выключения передач.
Пусковой механизм
Пусковой механизм мотоцикла М-72 предназначен для запуска двигателя мотоцикла. В его устройство входят вал с собачкой и возвратной пружиной, рычаг и шестерня с храповиком (см. рисунок 4).
Рис. 4. Устройство пускового механизма мотоцикла М-72.
При нажатии на рычаг вниз собачка входит в зацепление с храповиком шестерни от пускового механизма. Последняя поворачивает шестерни 1-й передачи и коленчатый вал двигателя мотоцикла.
https://metallstroyprofit.ru развитие технологии производства сортового проката.