Мотоцикл М-72.
Коробки передач советских мотоциклов выполнялись двух типов: с 2-мя или 3-мя валами.
Принцип работы и устройство коробки передач с двумя валами
На рис. 1, а изображено общее устройство простейшей коробки передач советского мотоцикла с двумя валами. В ее устройство входят ведущий вал (или первичный вал) с 2-мя неподвижными шестернями, имеющими по 20 и по 15 зубьев, соединенный с коленвалом мотоциклетного двигателя посредством сцепления, и ведомый вал (или вторичный) с 2-мя подвижными шестернями, имеющими по 25 и по 30 зубьев, который с задним колесом мотоцикла соединен через передачу.
Так как подвижные шестерни ведомого вала установлены на шлицах, они имеют возможность передвигаться вдоль вала, но вместе с этим также вращаются вместе с валом. В этой коробке передач советского мотоцикла усилие передается только посредством одной пары шестерен.
Принцип работы коробки передач с двумя валами следующий. Если подвижные шестерни передвинуть вправо, то в зацепление войдут шестерни как ведущего, так и ведомого валов, у которых 15 и 30 зубьев. В этом случае у коробки передач мотоцикла передаточное число будет равняться двум. Если же шестерни сдвинуть влево, то в зацепление войдут шестерни валов, имеющих 20 и 25 зубьев. В данном случае передаточное число равняется 1,25. Это значит, что, когда передаточное число равно 2, ведомый вал в два раза вращается медленнее ведущего, но при этом получает от него усилие, которое больше в два раза.
Принцип работы и устройство коробки передач с тремя валами
На рисунке 1, б изображено общее устройство коробки передач советского мотоцикла с 3-мя валами. Кроме первичного вала и вторичного вала, в устройство этой коробке передач мотоцикла входит промежуточный вал с 3-мя шестернями. В случае их наличия передача усилия будет осуществляться посредством двух пар шестерен. Шестерня промежуточного вала, имеющая 20 зубьев, и шестерня вторичного вала, имеющая 25 зубьев, находятся в постоянном зацеплении и обладают передаточным числом 25:20 = 1,25.
Рис. 1. Устройство и принцип работы коробки передач советских мотоциклов: б — с тремя валами; а — с двумя валами.
Принцип работы коробки передач с тремя валами следующий. Если подвижную шестерню первичного вала, имеющую 15 зубьев, сдвинуть влево, то она встанет в зацепление с шестерней вала промежуточного, у которой 30 зубьев. При этом передаточное число будет равняться 30:15 = 2. У коробки передач мотоцикла общее передаточное число будет равняется (30:15)·(25:20) = 2,5.
Если шестерню с 20 зубьями передвинуть влево, то общее передаточное число равняется (25:20)·(25:20) = 1,56.
Из этого следует, что коробка передач второго типа советских мотоциклов почти при таких же размерах обеспечивает получение большего передаточного числа.
Вторичный и первичный валы могут быть также соединены на прямую с помощью торцовых кулачков шестерен. В этом случае передаточное число составляет единицу, а промежуточный вал вращается вхолостую.
Шестерни можно также поставить таким образом, передача усилия происходить не будет (см. положение, которое показано на рисунке 2). Данное положение шестерен в коробке передач мотоцикла называют нейтральным.
Рис. 2. Схематическое устройство коробки передач мотоцикла М-72.
Из всего этого можно понять, что коробка передач мотоцикла предназначена для того, чтобы на заднем ведущем колесе получать разные усилия при одинаковой мощности двигателя. Кроме того, она используется для продолжительного отключения от ведущего колеса двигателя при стоянке мотоцикла, при работе мотоциклетного двигателя на холостом ходу и при его пуске.
Количество изменений передаточного числа, которое можно получить в коробке передач мотоцикла, принято называть количеством ступеней передачи. На примере, разобранном выше, их было в первом случае две, а во втором — три.
Монтаж и ремонт кровли remstroy-moscow.ru.