Дизельный автомобиль МАЗ-200.
Устройство синхронизатора, обеспечивающего бесшумное включение передач в коробке передач, показано на рис. 2. В корпус 4 синхронизатора запрессованы два бронзовых фрикционных кольца 10. Внутри корпуса помещается муфта с двумя зубчатыми венцами и фланцем 7. Выступы 6 фланца входят в фасонные пазы 3 корпуса, обеспечивая совместное вращение муфты и корпуса. К выступам фланца при помощи штифтов 5 прикреплено кольцо 2 с проточкой для вилки переключения.
Муфта синхронизатора 8 четвертой и пятой передач (см. рис. 1 в части 1) установлена на шлицах ведомого вала коробки передач, а муфта синхронизатора 13 второй и третьей передач — на шлицах втулки, неподвижно укрепленной на валу с помощью шпонки. Оба синхронизатора могут перемещаться вдоль оси ведомого вала; перемещение их осуществляется при помощи вилок 6 и 11.
Рис. 2. Устройство синхронизатора коробки передач: 1 — шестерня ведущего вала; 2 — кольцо с пазом для вилки переключения; 3 — пазы корпуса; 4 — корпус; 5 —штифт; 6 — выступ фланца; 7 — фланец муфты; 8 — шарик и пружина фиксатора; 9 — зубчатый венец муфты; 10 — бронзовое кольцо.
При включении передачи в коробке передач вилка передвигает муфту синхронизатора по направлению к включаемой шестерне, например, при включении четвертой передачи — к шестерне ведущего вала. Корпус синхронизатора, связанный с муфтой тремя пружинными фиксаторами 8 (см. рис. 2), перемещается вместе с муфтой до тех пор, пока его переднее бронзовое кольцо не войдет в соприкосновение с гладким конусом шестерни 1 ведущего вала. Вследствие трения, возникающего между конусом шестерни и бронзовым кольцом синхронизатора, корпус 4 синхронизатора поворачивается относительно фланца 7 на небольшой угол, величина которого зависит от разницы в размерах фасонных пазов 3 корпуса и выступов 6 муфты синхронизатора. В этом положении скошенные края фасонных пазов, в которые упираются выступы муфты, препятствуют дальнейшему ее перемещению (блокируют муфту).
Когда вследствие трения скорость вращения ведущего и ведомого валов уравняется, действие блокирующего устройства прекращается, муфта сходит с фиксаторов и сдвигается вперед до включения зубьев ее переднего венца с внутренними зубьями шестерни ведущего вала. Подобным же образом происходит включение и остальных передач в коробке передач.
В устройство механизма переключения передач коробки передач (см. рис. 1) входят три ползуна 7, вилки 6, 11 и 15, закрепленные на ползунах стопорными винтами 3, пружинные фиксаторы 4, замок 5, предохраняющий от одновременного включения двух передач, пружинный замок заднего хода и рычаг, установленный на крышке коробки передач на шаровой опоре. Схема положений рычага при включении различных передач в коробке показана на рис. 1.
Смазка коробки передач осуществляется маслом, заливаемым в ее картер через отверстие с резьбовой пробкой в крышке картера до уровня нижней кромки контрольного отверстия, расположенного в левой стенке картера. Для выпуска масла необходимо вывертывать две сливные пробки, так как нижняя часть картера коробки разделена внутренней перегородкой на два отсека. Подшипники валов и зубья шестерен коробки передач смазываются маслом, разбрызгиваемым шестернями. К игольчатым подшипникам шестерен 9, 12 и 14 масло поступает под давлением от шестеренчатого насоса 28, валик которого приводится во вращение от переднего конца промежуточного вала 27. Для подвода масла к игольчатым подшипникам предусмотрены канал 30 в крышке ведущего вала и сверления в ведущем и ведомом валах.
Все части: 1 | 2
Предметновые материалы в нефтегазовой отрасли mikizol.ru.