В эпоху советского автоспорта появилась серия культовых гоночных мотоциклов, демонстрирующих впечатляющие технические характеристики и оставивших неизгладимый след на гоночной сцене. Среди этих легендарных машин были советские гоночные мотоциклы С1Б, С2Б, С3В, ГК-1, М-35К. Каждый из этих мотоциклов обладал уникальными характеристиками, которые способствовали их успеху на трассе.
Мотоцикл С1Б, предназначенный для гонок, мог похвастаться мощным двухтактным двигателем объемом 124 куб. см, обеспечивающим замечательное ускорение и максимальную скорость. Его легкая рама в сочетании с передовыми системами подвески обеспечивали исключительную управляемость и маневренность, что делало его грозным конкурентом на различных гоночных трассах.
Модель мотоцикла С2Б, преемница модели мотоцикла С1Б, внесла дополнительные усовершенствования в свой дизайн. Оснащенный более мощным двигателем объемом 248 куб. см, этот гоночный мотоцикл продемонстрировал повышенную мощность и крутящий момент, что позволило ему преуспеть как в спринте, так и в гонках на длинные дистанции.
Модель мотоцикла С3В, известная своим характерным внешним видом, отличалась обтекаемым дизайном, оптимизированным для работы на высоких скоростях. Его 346-кубовый двигатель вырабатывал впечатляющие лошадиные силы, разгоняя мотоцикл до невероятных скоростей. Усовершенствованные шасси и подвеска мотоцикла С3В обеспечили его исключительную устойчивость и управляемость, позволяя гонщикам выходить за пределы гоночной трассы.
Мотоцикл ГК-1 – культовый советский гоночный мотоцикл. Благодаря своей легкой конструкции и мощному двигателю объемом 345 куб. см он обеспечивал молниеносное ускорение и маневренную управляемость на овальных грунтовых трассах. Специализированная передача ГК-1 и система привода на задние колеса обеспечивали оптимальное сцепление с дорогой и маневренность, позволяя гонщикам доминировать на крутых поворотах скоростных трасс.
Наконец, мотоцикл М-35К, известный своей выносливостью, был разработан для гонок на длинные дистанции. Его мощный двигатель объемом 347 куб. см обеспечивал баланс между мощностью и топливной экономичностью, что делало его надежным выбором для длительных соревнований. Модель мотоцикла М-35К отличалась усиленной рамой для повышения долговечности и удобным положением при езде, обеспечивающим выносливость и сосредоточенность гонщика во время сложных гонок.
Советские гоночные мотоциклы С1Б, С2Б, С3В, ГК-1, М-35К представляли собой вершину инженерного мастерства и инноваций своего времени.
Характеризующие данные | С1Б | С2Б | С3В | ГК-1 | М-35К |
---|---|---|---|---|---|
Вес мотоцикла (сухой), кг | 128 | 147 | 152 | 136 | 189* |
Вес мотоцикла с полной заправкой, кг | 146 | 176 | 182 | – | 215,5* |
База (расстояние между осями колес), мм | 1510 | 1460 | 1460 | 1380 | 1400 |
Наибольшая длина, мм | 2225 | 2153 | 2153 | 2012 | 2700* |
Наибольшая высота, мм | 970 | 1052 | 1052 | – | 1000 |
Наибольшая ширина, мм | 650 | 675 | 675 | – | 1550* |
Дорожный просвет, мм | 130 | 135 | 135 | – | 174 |
Высота седла, мм | 740 | 790 | 790 | 760 | 780 |
Максимальная скорость, км/час | 150,6 | 174,5 | 190,5 | 181,6 | 176** |
Емкость топливного бака, л | 15 | 30 | 30 | 25 | 30 |
* Приведенные данные относятся к мотоциклам с коляской.
**В обтекателе с коляской.
Характеризующие данные | С1Б | С2Б | С3В | ГК-1 | М-35К |
---|---|---|---|---|---|
Тип двигателя мотоцикла | Двухтактный, с несимметричными фазами газораспределения, с наддувом | Четырехтактный с наддувом | |||
Число цилиндров | 1 | 2 | 2 | 2 | 2 |
Расположение цилиндров в двигателе мотоцикла | Л-образное | Горизонтальное, поперек рамы | Горизонтально противоположное, поперек рамы | ||
Число коленчатых валов | 2 | 2 | 2 | 2 | 1 |
Число поршней | 2 | 4 | 4 | 4 | 2 |
Диаметр цилиндра, мм | 33,5 | 33,5 | 39,5 | 42 | 61 ,7 |
Ход поршня, мм | 70,5 | 70,5 | 70,5 | 62 | 58 |
Рабочий объем двигателя, в см3 | 124 | 248 | 346 | 345 | 347 |
Степень сжатия | 5,3 | 5,3 | 6,5 | 6,4 | 5,4 |
Мощность двигателя максимальная, л. с. | 23 | 40 | 55–58 | 48 | 44–46 |
Наибольшее число оборотов, об/мин | 6100 | 7200 | 7000 | 7000 | 6300-6500 |
Тип продувки или расположение клапанов в двигателе мотоцикла | Прямоточная | Верхнее | |||
Привод газораспределения | – | – | – | – | От нижнего кулачкового вала штангами |
Система смазки двигателя мотоцикла | 4-5% масла в топливе | 1/18 часть масла в топливе | Циркуляционная, насосом двухступенчатым, а также 2% масла в топливе | ||
Охлаждение | Водяное, термосифонное, с трубчатым радиатором | Водяное принудительное с сотовым радиатором | Воздушное | ||
Емкость системы охлаждения, л | 5 | 6 | 6 | 7 | – |
Зажигание двигателя мотоцикла | Магнето с непосредственным приводом от коленчатого вала | Магнето с приводом от промежуточного вала | Магнето с приводом от вала распределительного | ||
Тип карбюратора мотоцикла | С 2-мя поплавковыми камерами, с воздушным корректором, прямоточный | ||||
Диаметр диффузора, в мм | 25,4 | 27 | 27 | 27 | 25,4 |
Нагнетатель | С одним ротором, расположенным эксцентрично, и лопатками, объемный | ||||
Количество лопаток | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 |
Эксцентриситет, мм | 8 | 8 | 8 | 8 | 8 |
Диаметр ротора, мм | 108 | 108 | 108 | 108 | 108 |
Длина лопатки, мм | 80,7 | 120 | 120 | 120 | 90,7 |
Диаметр статора, мм | 124 | 124 | 124 | 124 | 124 |
Постоянный зазор между картером и лопатками, в мм | 0,1-0,2 | 0,1-0,2 | 0,1-0,2 | 0,05-0,08 | 0,1-0,2 |
Теоретическая производительность нагнетателя за один оборот, см3 | 530 | 706 | 706 | 706 | 530 |
Коэффициент наддува | 4,3 | 2,8 | 2 | 2 | 1,5 |
Избыточное давление при наибольшем числе оборотов, в мм рт. ст. | 1100 | 920 | 900 | 800 | 1200 |
Привод нагнетателя | Втулочная цепь размером 9,53 × 8 × 5 мм через фрикционную муфту | Двойная втулочная цепь | Напрямую от коленвала через муфту фрикционную | ||
У привода передаточное отношение | 1:1,32 | 1:1 | 1:1 | 1:1 | 1:1 |
Характеризующие данные | С1Б | С2Б | С3В | ГК-1 | М-35К |
---|---|---|---|---|---|
Сцепление мотоцикла | Сухое многодисковое, материалом у трущихся поверхностей является пробка по стали | Сухое двухдисковое | Сухое двухдисковое | ||
Коробка передач мотоцикла | 4-ступенчатая, двухходовая с отдельным креплением | Четырехступенчатая, двухходовая, полублочная | Четырех-ступенчатая, двухходовая, полублочная | Двухходовая, четырехступенчатая | |
Способ переключения передач | Ножной | Ножной и ручной рычаг | |||
Привод двигатель – коробка передач мотоцикла | Втулочно-роликовая цепь однорядная | Втулочно-роликовая цепь двухрядная | Шестеренчатый | – | |
Передаточное отношение двигатель – коробка передач | 1:2,21 | 1:2 | 1:2 | 1:1,66 | 1:1 |
В коробке передач передаточные отношения: | |||||
1-я передача | 1:2,03 | 1:2,03 | 1:2,03 | 1:2,17 | 1:3,6 |
2-я передача | 1:1,52 | 1:1,52 | 1:1,52 | 1:1,58 | 1:2,28 |
3-я передача | 1:1,2 | 1:1,2 | 1:1,2 | 1:1,22 | 1:1,7 |
4-я передача | 1:1,0 | 1:1,0 | 1:1,0 | 1:1,0 | 1:1 ,3 |
Привод заднее колесо – коробка передач мотоцикла | Втулочно-роликовая цепь | Вал карданный | |||
У главной передачи передаточное отношение | 1:2,4 | 1:2,68 | 1:2,23 | 1:2,45 | – |
Общее передаточное отношение: | |||||
на 1-й передаче | 1:10,56 | 1:11,0 | 1:9,04 | 1:8,81 | 1:15,75 |
на 2-й передаче | 1:8,06 | 1:8,13 | 1:6,75 | 1:6,46 | 1:9,975 |
на 3-й передаче | 1:6,36 | 1:6,44 | 1:5,33 | 1:4,96 | 1:7,44 |
на 4-й передаче | 1:5,3 | 1:5,36 | 1:4,44 | 1:4,07 | 1:5,69 |
Характеризующие данные | С1Б | С2Б | С3В | ГК-1 | М-35К |
---|---|---|---|---|---|
Рама мотоцикла | Сварная, закрытого типа, двойная, трубчатая | ||||
Передняя вилка | Двойного действия, с гидравлическим амортизатором, телескопическая | ||||
Подвеска заднего колеса | С качающейся вилкой, пружинная | Свечная, пружинная | |||
Колеса мотоциклов | Специальные, со стальными ободами (у ГК-1 передний обод – дюралевый) | Специальные, со стальными ободами | |||
Размер покрышек: | |||||
у переднего колеса | 2 ¾″–21″ | 2 ¾″–21″ | 2 ¾″–21″ | 2 ¾″–21″ | 2 ¾″–21″ |
у заднего колеса | 2 ¾″–21″ | 3″–21″ | 3″–21″ | 3″–21″ | 3″–21″ |
у колеса коляски | – | – | – | – | 2 ¾″–21″ |
Тормоз мотоцикла | Усиленный, тормозные барабаны стальные с оребрением | Барабаны тормозные с оребрением | |||
Коляска мотоцикла | – | – | – | – | Закрытая, гоночная специальная |
Характеризующие данные | С1Б | С2Б | С3В | ГК-1 | М-35К |
---|---|---|---|---|---|
Вращающаяся рукоятка золотника дроссельного | На правой стороне руля, катушечного типа | ||||
Воздушный корректор | Манетка у руля на правой стороне | ||||
Рычаги управления | Концами наружу | ||||
Передний тормоз | Рычаг у руля на правой стороне | ||||
Выключение зажигания | Кнопка у руля на левой стороне | ||||
Задний тормоз | С левой стороны мотоцикла ножная педаль | С правой стороны у мотоцикла ножная педаль | С правой стороны у мотоцикла ножная педаль | ||
Сцепление | Рычаг с левой стороне руля | ||||
Переключение передач | С правой стороны мотоцикла педаль | С левой стороны мотоцикла педаль | С левой стороны мотоцикла педаль |
Характеризующие данные | С1Б | С2Б | С3В | ГК-1 | М-35К |
---|---|---|---|---|---|
Тахометр мотоцикла | Центробежного типа до 8000 оборотов, с приводом посредством гибкого вала | – | – | ||
Термометр | – | Для определения температуры охлаждающей воды, находится с левой стороны возле топливного бака | – | – | |
Подушка | Для гоночной посадки, на щитке заднего колеса мотоцикла | ||||
Авиационные бортовые часы | – | – | – | – | На передней вилке |