Мотоцикл ИЖ-49.
Принцип работы и устройство системы смазки двухтактных двигателей мотоциклов М1А «Москва», К-125 и ИЖ-49
Масло для смазки двухтактных двигателей внутреннего сгорания советских мотоциклов ИЖ-49, К-125, М1А «Москва» заливается в бензобак в смеси с топливом. Эта смесь через карбюратор попадает в картер. Имея большую вязкость, по сравнению с вязкостью топлива, масло оседает на деталях кривошипно-шатунного механизма, образуя масляную пленку и обеспечивая их смазку.
Для двухтактных двигателей внутреннего сгорания мотоциклов М1А «Москва» и К-125 масло для смазки примешивают к топливу в соотношении 1:25 (4%), то есть один литр масла на 25 литров топлива, а для двухтактных двигателей мотоциклов ИЖ-49 — 1:20 (5%); в случае если двухтактный двигатель внутреннего сгорания греется, то смесь нужно составлять в пропорции 1:15 (≈6%). Смесь при составлении необходимо тщательно перемешивать, желательно приготовлять ее в отдельной посуде. Лучше налить вначале только часть нужного объема бензина, а после этого в него влить нужный объем масла и хорошо перемешать, далее влить оставшийся бензин и хорошо перемешать.
Если есть необходимость заправлять мотоциклы М1А «Москва», К-125 и ИЖ-49 бензином напрямую в бензобак, то рекомендуется нужный объем масла для смазки вливать в струю бензина тонкой струей, а после взболтать смесь резкими движениями мотоцикла. Нельзя вливать масло и бензин в бак по отдельности.
У мотоциклов ИЖ-49, М1А «Москва» и К-125 в пробке бензобака есть масломерный стаканчик, чья емкость равна 100 см3. Им можно пользоваться при составлении смеси (см. рисунок 1).
Рис. 1. Пробка бензобака мотоцикла ИЖ-49, М1А «Москва», К-125 с мерным стаканчиком.
Устройство и принцип работы системы смазки четырехтактных двигателей мотоциклов
К трущимся поверхностям деталей четырехтактных двигателей внутреннего сгорания мотоциклов подача масла происходит:
1. Разбрызгиванием, когда движущимися деталями в картере двигателя внутреннего сгорания создается масляный туман, оседающий на трущихся деталях и образующий на их поверхности масляную пленку, которая обеспечивает смазку.
2. Самотеком, когда масло, осевшее на деталях из-за конденсации, скапливается о особых масляных карманах картера. Оттуда оно стекает к трущимся деталям четырехтактному двигателя мотоцикла по сверлениям.
3. Под давлением, когда к трущимся поверхностям деталей масло подается с помощью масляного насоса по трубкам и сверлениям в картере четырехтактного двигателя внутреннего сгорания.
Обычно смазка двигателей мотоциклов происходит одновременно несколькими способами. Подобную систему смазки называют комбинированной или смешанной. В зависимости от того, где находится основной объем масла, комбинированные системы смазки бывают с «сухим» и «мокрым» картером четырехтактного двигателя внутреннего сгорания.
Комбинированные системы смазки с «мокрым» картером двигателя мотоцикла являются такими смазочными системами, при которых у масла основной объем находится в картере двигателя на дне. В такой системе есть один масляный насос, который падает масло к местам смазки со дна картера.
Комбинированные системы смазки с «сухим» картером двигателя мотоцикла, которые также называют циркуляционными системами смазки, являются такими смазочными системами, при которых у масла основной объем находится не в картере четырехтактного двигателя внутреннего сгорания, а в не его в специальном масляном бачке. В устройство такой системы смазки входят два масляных насоса: откачивающий, служащий для откачки масла в масляный бак со дна картера, и нагнетающий, служащий для подачи масла к местам смазки.
Устройство и принцип работы системы смазки двигателя мотоцикла М-72
В четырехтактном двигателе внутреннего сгорания советского мотоцикла М-72 используется комбинированная смазка с «мокрым» картером (см. рисунок 2). Масло, предназначенное для смазки двигателя мотоцикла М-72, в картер наливается посредством особого маслоналивного отверстия (см. рисунок 3), которое находится у двигателя слева. В картере четырехтактного мотоциклетного двигателя внутреннего сгорания установлен шестеренчатый насос, в устройство которого входят пара шестерен, приводящиеся во вращение при помощи штанги от винтовой шестерни, которая находится в непрерывном зацеплении с шестерней распределительного вала мотоциклетного четырехтактного двигателя внутреннего сгорания (см. рисунок 4).
Рис. 2. Схема смазки четырехтактного двигателя внутреннего сгорания мотоцикла М-72.
Масло для смазки захватывается с помощью плотно прилегающих к стенкам корпуса насоса зубьев шестеренок и поступает под давлением к распределительным шестерням (рис. 2), левому цилиндру четырехтактного двигателя внутреннего сгорания и корпусам переднего и заднего подшипников коленчатого вала мотоцикла М-72. Оттуда через выточки корпусов подшипников оно вытекает и смазывает разбрызгиванием коренные шариковые подшипники, одновременно захватывается специальными маслоуловителями и подается через радиальное сверление пустотелой шатунной шейки к нижней головке шатуна четырехтактного двигателя внутреннего сгорания мотоцикла М-72.
Рис. 3. Проверка уровня масла в картере четырехтактного двигателя внутреннего сгорания мотоцикла М-72.
После смазки шатунных подшипников масло вытекает из зазоров и разбрызгиванием смазывает правый цилиндр, поршневые пальцы, кольца, толкатели, клапаны и пружины. В верхней части картера четырехтактного двигателя внутреннего сгорания мотоцикла М-72 имеются специальные карманы, где скапливается масло, откуда оно поступает самотеком для смазки шеек распределительного вала.
Рис. 4. Устройство двигателя мотоцикла М-72.
В устройство нижней части картера входит сетка, которая служит для гашения пены. Емкость масляной системы четырехтактного двигателя мотоцикла М-72 составляет 2 литра.