Мотоцикл М-72 на выставке исторической военной техники.
Пусковой механизм мотоцикла М-72 монтируется в коробке передач предназначен для пуска двигателя ногой.
Пусковой механизм мотоцикла М-72 состоит из валика 1 (рис. 1), опирающегося на стальные втулки, запрессованные в коробку передач. На выходящем из коробки передач конце валика укреплена педаль 3. Валик с одной стороны имеет утолщение 13 с пазом, в котором шарнирно установлена собачка 5 со штифтом 11 и пружиной 12. На валике на бронзовой втулке установлена шестерня 4, которая постоянно сцеплена с шестерней 7 первой передачи ведомого вала. Шестерня 4 пускового механизма мотоцикла имеет с одной стороны выточку, по внутренней окружности которой выполнены зубья храповика. В эти зубья при рабочем положении может входить собачка 5.
Рис. 1. Пусковой механизм мотоцикла М-72: 1 – валик; 2 – втулка; 3 – педаль; 4 – шестерня; 5 – собачка; 6 – выключатель собачки; шестерня первой передачи ведомого вала; 8 – штифт; 9 – пружина; 10 – пробка; 11 – штифт; пружина; 13 – утолщение валика; 14 – стопор; 15 – пружина.
Для предупреждения продольного перемещения шестерни по валику 1 пускового механизма мотоцикла М-72 с одной стороны служит утолщение валика, а с другой стороны – втулка 2. Втулка удерживается на валу стопором 14, за выступающий конец которого закрепляют загнутый конец пружины 15. Другой конец пружины, как указывалось выше, закреплен во втулке передней крышки. Эта пружина служит для возвращения валика в первоначальное положение после отпускания педали при пуске двигателя мотоцикла М-72.
Во время сборки пускового механизма пружина должна быть завернута так, чтобы она с силой отбрасывала педаль пускового механизма. Для этого втулку со вставленным в ее боковое отверстие концом пружины повертывают против часовой стрелки.
Для предупреждения провертывания вала вкруговую и для смягчения удара, при резком освобождении педали, снизу в отверстия картера коробки передач мотоцикла М-72 установлен пружинный буфер, состоящий из штифта 8, пружины 9 и пробки 10. При исходном положении в штифт этого буфера упирается выступ утолщения валика. Для того, чтобы в этом положении отвести собачку от зубьев храповика при исходном положении валика, на картере коробки установлен выключатель 6, выполненный в виде плоской фасонной шайбы и привернутый, к картеру винтом.
При нажиме на педаль пускового механизма мотоцикла М-72 она опускается, поворачивает валик, а вместе с ним и собачку. Собачка выходит из выключателя 6, входит в зубья храповика и увлекает за собой шестерню. Усилие от шестерни передается через две шестерни первой передачи коробки передач мотоцикла М-72, ведущий вал и сцепление на вал двигателя. Когда нажатие на педаль пускового механизма прекращается она вместе с валиком возвращается в свое исходное положение, а выключатель выключает собачку и отводит ее от зубьев храповика. Ход педали пускового механизма снизу ограничивается резиновым буфером, который прикреплен к раме, а в верхнем положении – пружинным буфером коробки передач мотоцикла М-72.