Управление работой тяговых электродвигателей на троллейбусе включает в себя несколько основных этапов:
1. Запуск электродвигателей.
2. Регулировка скорости движения троллейбуса.
3. Применение электрического торможения.
4. Изменение направления вращения электродвигателей (реверсирование).
Для выполнения этих функций используются специальные устройства (аппараты), которые взаимодействуют с двигателями троллейбуса и соединены друг с другом с помощью электрических цепей, по которым протекает ток, приводящий в действие двигатели.
В случае использования нескольких тяговых электродвигателей, система управления троллейбуса обычно предусматривает возможность работы при выходе из строя одного из них (так называемый «аварийный режим»).
Запуск тягового электродвигателя на троллейбусе и регулирование его скорости — это взаимосвязанные процессы, поскольку для регулирования скорости часто используются методы, основанные на изменении степени магнитного возбуждения (ослабление магнитного поля) электрического двигателя. Это особенно актуально при пуске с использованием реостатного метода.
Запуск тяговых электродвигателей на троллейбусе может производиться с использованием реостатов или без них. В городском электротранспорте обычно используются системы управления с применением реостатного запуска. Системы запуска троллейбуса без использования реостатов требуют применения дополнительных регулирующих устройств, которые имеют сравнительно большой вес и размер, и включаются в силовую цепь. По этой причине такие системы не получили широкого распространения.
Система реостатного запуска, которая широко используется на троллейбусах, обычно дополняется для области работы на высоких скоростях одной или несколькими ступенями снижения магнитного возбуждения. В тяговых электродвигателях, которые допускают широкий диапазон регулировки магнитного возбуждения, включая электродвигатели троллейбусов со смешанным возбуждением, процесс снижения магнитного возбуждения следует рассматривать как второй этап процесса запуска, который выполняет функции регулирования скорости движения.
Если на троллейбусе используется два или более тяговых электродвигателей, в процессе запуска может изменяться их соединение путем переключения с последовательного режима работы на параллельный.
Таким образом, управление тяговыми электродвигателями на троллейбусе предполагает использование различных схем соединения, таких как реостатные ступени, а также экономические ступени, где пусковые реостаты не используются. К экономическим ступеням относят ступени ослабления магнитного поля и безреостатные ступени для разных группировок электродвигателей, которые используются для регулирования скорости на троллейбусе.