Мотоцикл М-72.
В отличие от переднего колеса, заднее колесо не у всех мотоциклов имеет упругую подвеску.
Устройство заднего колеса мотоциклов моделей ИЖ-350, К-125, М1А «Москва», К1Б (К-1Б) «Киевлянин» такое, что колесо жестко устанавливается в задней вилке, при этом ось заднего колеса устанавливается прямо на конце задней вилки в прорезях. Так как у данных мотоциклов используется на ведущее колесо цепная передача, для натяжения цепи в механизме крепления оси колеса есть возможность для перемещения колеса по прорези.
Устройство заднего колеса мотоциклов М-72 включает заднюю вилку с упругой подвеской. В состав подвески заднего колеса мотоцикла М-72 (см. рисунок 1) входят две группы деталей: неподвижная и подвижная. Кронштейны подвески с текстолитовыми втулками относится к подвижной группе. При этом левый кронштейн одновременно является у картера главной передачи крышкой. Снизу и сверху текстолитовые втулки впрессованы в отверстия кронштейнов. Ось заднего колеса устанавливается в боковых отверстиях кронштейнов. Устройство кронштейнов и заднего колеса мотоцикла М-72 позволяет им двигаться вверх по вертикали. Снаружи на верхней части кронштейнов есть резьба, куда накручены амортизационные пружины 6, принадлежащие подвеске. На нижнем и верхнем концах кронштейнов с целью защитить от пыли подвеску мотоцикла М-72 стоят подвижные половины от телескопических защитных кожухов 2.
Рис. 1. Устройство подвески заднего колеса мотоцикла М-72: 2 – кожухи телескопические; 1 – наконечник задней вилки; 4 – картер главной передачи; 3 – буфер резиновый; 6 – пружины подвески; 5 – шток задней подвески; 8 – заглушка; 7 – болты крепления.
Направляющие штоки 5, установленные в разрезных отверстиях наконечников с помощью стяжных болтов, наконечники 1 задней подвески, находящиеся в задней вилке мотоцикла М-72, и у защитных телескопических кожухов их неподвижные половины относятся к неподвижной группе деталей. Между верхними наконечниками и верхней половиной кронштейнов в мотоцикле М-72 стоят амортизационные пружины. При этом у пружин нижние концы накручены на кронштейны, а на верхние концы накручены опорные шайбы, упирающиеся в наконечники.
Заднее колесо мотоцикла М-72 с кронштейном в случае наезда на препятствие уходит вверх, пружины при этом сокращаются, и сила толчка поглощается.
В нижней части стоят резиновые буфера 3, которые служат для уменьшения обратных ударов в случае сильных толчков.