Дизельный автомобиль МАЗ-500.
Питание дизельных двигателей топливом может осуществляться по двум схемам:
1) с отдельными для каждого цилиндра топливными насосами высокого давления, объединенными с форсунками — насосами-форсунками. Эта схема применяется на двухтактных дизельных двигателях ЯАЗ;
2) с одним общим для всех цилиндров насосом высокого давления и отдельными от насоса форсунками, к которым топливо поступает по специальным топливопроводам высокого давления («разделенная» топливная аппаратура). По такой схеме устроена топливная система дизельных двигателей ЯМЗ-236, ЯМЗ-238 и Д-12А-375.
Схема питания топливом дизельного двигателя ЯАЗ-204А показана на рис. 1. В устройство топливной системы этого дизельного двигателя входят бак 1 с указателем 6 уровня топлива, топливные фильтры 7 и 8, подкачивающий насос 15, четыре насоса-форсунки 13 и топливопроводы 5, 9, 11, 12, 14, 16 и 17.
Рис. 1. Устройство топливной системы дизельного двигателя ЯАЗ-204А: 2 — пробка сливного отверстия бака; 1 — бак топливный; 4 — трубка топливозаборная; 3 — сетка топливоприемника; 6 — указатель уровня топлива; 17, 16, 14, 9, 5 — топливопроводы низкого давления; 8 — фильтр тонкой очистки; 7 — фильтр грубой очистки топлива; 12, 11 — топливоподводящая и топливоотводящая магистрали насосов-форсунок; 10 — угольник с калиброванным отверстием; 15 — насос подкачивающий; 13 — насосы-форсунки.
Во время работы дизельного двигателя подкачивающий насос всасывает топливо из бака посредством фильтра 7 грубой очистки, а затем подает его посредством фильтра 8 тонкой очистки и топливоподводящую магистраль 12 к насосам-форсункам. Часть подводимого топлива впрыскивают насосы-форсунки в цилиндры дизельного двигателя, а остальное топливо поступает в топливоотводящую магистраль 11 и по топливопроводу 14 сливается обратно в топливный бак. Вследствие того, что в угольнике 10 отводящей магистрали имеется калиброванное отверстие, в топливопроводах и каналах системы, расположенных до этого отверстия, поддерживается давление от 1,5 до 3 кг/см2 при 2000 об/мин коленчатого вала дизельного двигателя.
Непрерывная циркуляция топлива через насосы-форсунки с возвратом излишка топлива в бак улучшает охлаждение и смазку насосов-форсунок и способствует удалению попавшего в систему воздуха. Кроме того, при этом достигается подогрев топлива в баке, что повышает надежность действия топливной системы в зимнее время.
Преимущество топливной системы с насосами-форсунками по сравнению с топливной системой дизельного двигателя, использующей аппаратуру разделенного типа, заключается в отсутствии топливопроводов высокого давления, что обеспечивает точность моментов начала подачи топлива в цилиндры и возможность получения очень высоких давлений впрыска и тонкого распыливания топлива. Однако недостатком этой системы является большая сложность регулировки моментов впрыска топлива в цилиндры и равномерности подачи топлива всеми насосами-форсунками.
Топливная система дизельного двигателя ЯАЗ-206А отличается от топливной системы дизельного двигателя ЯАЗ-204А только тем, что у дизеля ЯАЗ-206А установлены шесть насосов-форсунок.
В систему питания дизельных двигателей всегда входит регулятор числа оборотов коленчатого вала двигателя, обеспечивающий в необходимых случаях, автоматическое регулирование подачи топлива в цилиндры.
Топливные баки дизельных автомобилей по устройству не отличаются от топливных баков автомобилей с двигателями карбюраторными. Бак 1 топливной системы дизельного двигателей ЯАЗ-204А и ЯАЗ-206А (см. рис. 1) снабжен топливозаборной трубкой 4 с сеткой 3. В верхней части бака установлены датчик электромагнитного указателя 6 уровня топлива и штуцер для присоединения трубки, через которую в бак отводится излишнее топливо от насосов-форсунок. Для слива топлива из бака служит отверстие с пробкой 2.