Мотоцикл М-72.
При обратном ходе наконечника 5 (см. рис. 1) пера вместе с ним вниз будет отходить трубка 10 амортизатора, а масло, которое до этого перетекло в пространство между поршнем и верхней направляющей 13 штока, теперь будет тормозить это обратное движение трубки и наконечника пера с колесом мотоцикла М-72, так как пространство между поршнем и верхней направляющей штока будет уменьшаться.
При обратном движении трубки амортизатора мотоцикла М-72 масло давит на поршень 9, прижимает его к нижней направляющей 14, кольцевой зазор между штоком и поршнем закрывается, а масло получает выход с большим сопротивлением через кольцевой зазор между штоком и верхней направляющей 13 штока вверх. Далее, переливаясь через верхний край трубки амортизатора, масло стекает вниз и вновь заполняет трубку 10 через отверстия 12.
Сочетанием действия пружин 7 и амортизаторов мотоцикла М-72 обеспечивается гашение резких колебаний и хорошая амортизация переднего колеса.
Кроме указанных приспособлений, в передней вилке мотоцикла М-72 установлен рулевой амортизатор фрикционного типа.
Рулевой амортизатор расположен под рулевой колонкой мотоцикла М-72, он состоит из фрикционной неподвижной пластинки 15, стальной подвижной пластинки 16 и затяжного штока 17, головки 18, пружинной шайбы 19 и фиксатора.
Фрикционная пластинка представляет собой стальную пластину, к которой с двух сторон приклепаны фрикционные шайбы из фибры. Выступ этой пластины укреплен на раме мотоцикла М-72. Подвижная пластинка поворачивается вместе с передней вилкой, для этой цели она соединяется с мостиком передней вилки посредством штифта, к подвижной пластине приварена гайка 20, в которую ввертывается нижний конец затяжного штока 17. Сверху под головку затяжного штока накладывается крестообразная пружинная шайба 19 с отверстием под шарик фиксатора. Вращением головки затяжного штока достигают необходимую затяжку амортизатора мотоцикла М-72.
Обслуживание передней вилки мотоцикла М-72 состоит в регулировке зазора подшипников рулевой колонки и поддержании необходимого уровня масла в гидравлическом амортизаторе.
Стержень рулевой колонки мотоцикла М-72 устанавливается на двух опорных шарикоподшипниках (сверху и снизу), которые запрессованы в гнезда головки рамы.
При сборке передней вилки необходимая затяжка подшипников производится гайкой 21, а затем траверса передней вилки зажимается стяжной гайкой 22 рулевой колонки. Затяжка подшипников производится с таким расчетом, чтобы не было осевой качки стержня и в то же время не затруднялось вращение.
Для проверки уровня масла и смены его в наконечниках гидравлического амортизатора мотоцикла М-72 имеются сливные отверстия, закрываемые пробками на резьбе.
Рис. 1. Устройство передней вилки мотоцикла М-72: 1 – стержень рулевой колонки; 2 – траверса; 3 – мостик рулевой колонки; 4 – труба пера передней вилки; 5 – наконечник трубы; 6 – телескопические кожухи; 7 – пружина; 8 – шток амортизатора; 9 – поршень (обратный клапан); 10 – трубка корпуса амортизатора; 11 – ушки крепления оси колеса; 12 – отверстия для прохода масла; 13 – верхняя направляющая; 14 – нижняя направляющая; 15 – неподвижная пластинка амортизатора; 16 – подвижная пластинка; 17 – затяжной шток; 18 – головка; 19 – пружинная шайба; 20 – гайка; 21 – гайка затяжки подшипников; 22 – стяжная гайка рулевой колонки; 23 – гайки крепления труб.