Особенности управления дизельными автомобилями

Автомобиль МАЗ-502

Дизельный автомобиль МАЗ-502. Автор фото Игоррь, CC BY-SA 3.0, через Викисклад.

Расположение педалей и рычагов управления у дизельных автомобилей такое же, как и у автомобилей с карбюраторными двигателями, а поэтому при управлении ими применяют общепринятые приемы трогания с места, переключения передач, торможения и остановки. При этом, учитывая некоторые особенности двухтактных двигателей ЯАЗ-204 и ЯАЗ-206, необходимо поддерживать во время работы следующие тепловые и нагрузочные режимы двигателя.

Начинать движение на дизельном автомобиле можно при температуре охлаждающей жидкости +50 °C, однако давать дизельному двигателю полную нагрузку разрешается только при температуре не ниже +70 °C. В дальнейшем желательно поддерживать, пользуясь жалюзи или шторкой радиатора, наивыгоднейший тепловой режим работы дизельного двигателя, устанавливающийся при температуре охлаждающей жидкости в пределах 80–95 °C.

На режиме полной или близкой к полной нагрузки (максимальная подача топлива) на дизельном автомобиле следует поддерживать число оборотов коленчатого вала в пределах 1500–2000 в минуту, так как работа на этом режиме при более низких оборотах приводит к перегреву и прогоранию поршней. На режиме средних нагрузок (подача топлива около 50% максимальной) наивыгоднейшее число оборотов в минуту коленчатого вала дизельного двигателя 1400–1500 об/мин.

Нельзя допускать работу двигателя на дизельном автомобиле под нагрузкой с числом оборотов ниже 1200 в минуту, а также работу на малых оборотах холостого хода (400–500 об/мин) более 10–15 мин.

Перед остановкой дизельного двигателя, работавшего с большой нагрузкой, следует дать ему поработать 3–5 минут на холостом ходу при 1 200 об/мин, затем установить минимальные обороты (отпустив на дизельном автомобиле педаль управления топливом) и заглушить, вытягивая кнопку служебной остановки.