Общая характеристика токоприемников троллейбусов — Часть 3 из 4: Статистические характеристики токоприемников РТ-3 и РТ-6, графики зависимости моментов пружин от угла наклона

Троллейбус

На рис. 3 приведены кривые, характеризующие изменение величин моментов, создаваемых натяжными пружинами в зависимости от угла φ подъема токоприемника троллейбуса: а — при P1 = const (идеальная статическая характеристика); б — фактическая для токоприемника типа РТ-3; в — фактическая для токоприемника РТ-6.

Графики зависимости моментов М, создаваемых натяжными пружинами, от угла наклона токоприемника троллейбуса

Рис. 3. Графики зависимости моментов М, создаваемых натяжными пружинами, от угла наклона токоприемника троллейбуса.

Как видно из кривых, фактические статические характеристики существующих токоприемников троллейбуса имеют значительное отличие от идеальной. Токоприемник РТ-6 в рабочей части характеристики при φ = 18÷29° в большей степени приближается к идеальной статической характеристике, чем токоприемник РТ-3.

Приведенные на рис. 4 статические характеристики применяемых на отечественных троллейбусах токоприемников РТ-3 и РТ-6 построены без учета сил трения. Силы трения в шарнирах увеличивают неравномерность давления контакта токоприемника.

Статистические характеристики токоприемников РТ-3 и РТ-6 троллейбусов, построенные без учета сил трения: а — РТ-3 при несмазанной оси держателя штанги; б — РТ-3; в — РТ-6

Рис. 4. Статистические характеристики токоприемников РТ-3 и РТ-6 троллейбусов, построенные без учета сил трения: а — РТ-3 при несмазанной оси держателя штанги; б — РТ-3; в — РТ-6.

Статические характеристики токоприемников РТ-3 и РТ-6 троллейбусов, построенные с учетом сил трения в шарнирах, показаны на рис. 5. Кривые а и б сняты для токоприемника РТ-3 при несмазывающейся оси держателя штанги.

Статические характеристики токоприемников РТ-3 и РТ-6 троллейбусов, построенные с учетом сил трения в шарнирах

Рис. 5. Статические характеристики токоприемников РТ-3 и РТ-6 троллейбусов, построенные с учетом сил трения в шарнирах.

Кривые в сняты для токоприемника РТ-6. Верхние кривые получены при опускании, а нижние — при подъеме головки токоприемника троллейбуса.

Приведенные кривые показывают, что токоприемник РТ-6 троллейбуса обладает значительно лучшей статической характеристикой, чем РТ-3. Уменьшение колебаний нажатия на контактный провод в токоприемнике РТ-6 достигнуто в результате уменьшения силы трения в шарнирах, что возможно вследствие замены подшипников скольжения подшипниками качения в осях вращения в вертикальной плоскости. Улучшение статической характеристики токоприемника РТ-6 дало возможность повысить качество токосъема для троллейбуса. Из сказанного следует, что статическая характеристика в известной степени является критерием конструкции и сборки токоприемника.

Динамическая характеристика учитывает инерционные силы движущихся частей токоприемников троллейбуса, появляющиеся при резкой смене высоты провода. Ее можно выразить кривой изменения эквивалентной (то есть приведенной к контактной части токоприемника троллейбуса) массы движущихся частей Мэ, находящихся в функции высоты по подниманию места контакта h, то есть Мэ = f(h).

При движении троллейбуса сила давления контакта токоприемника складывается из силы статического давления и силы инерции токоприемника, т. е.:

Формула (3)

где Fст — сумма сил нажатия контакта P1 и трения в шарнирах Р4: Fст = P1 + P4;
Мэ — эквивалентная, т. е. приведенная к контактной головке, масса движущихся частей токоприемника;
a — ускорение эквивалентной массы токоприемника в вертикальном направлении.

Во время движения троллейбуса при подъеме токоприемника его давление уменьшается вследствие того, что часть статического нажатия на контактный провод расходуется на ускорение масс движущихся частей токоприемника.

В этом случае Рд определится из следующего уравнения:

Формула (4)

Для осуществления нормального токосъема должно быть обеспечено определенное минимальное значение силы давления Рмин контакта движущегося токоприемника троллейбуса, т. е.:

Формула (5)

или:

Формула (6)

Если сумма сил нажатия контакта в статическом состоянии меньше минимально необходимого давления (с учетом усилия, требуемого для сообщения ускорения массам движущихся частей токоприемника), то токосъемный контакт будет отрываться от провода и разрывать цепь тока.

Уравнения (5) и (6) показывают, что чем больше приведенная масса токоприемника троллейбуса, тем больше должно быть статическое давление контакта. С другой стороны, чрезмерное увеличение статического давления контакта отрицательно влияет на взаимодействие токоприемника троллейбуса с контактной сетью и увеличивает их износ. Поэтому при конструировании токоприемника для троллейбуса стремятся обеспечить возможно меньший вес движущихся частей, минимальные значения вертикальных перемещений, эластичность отдельных элементов аппарата и т. д.

Все части: 1 | 2 | 3 | 4

Пеноплекс 31 цена 35 купить. Купить пеноплекс 30 мм цена www.kupi-penoplex.ru.