На рис. 3 приведены кривые, характеризующие изменение величин моментов, создаваемых натяжными пружинами в зависимости от угла φ подъема токоприемника троллейбуса: а — при P1 = const (идеальная статическая характеристика); б — фактическая для токоприемника типа РТ-3; в — фактическая для токоприемника РТ-6.
Рис. 3. Графики зависимости моментов М, создаваемых натяжными пружинами, от угла наклона токоприемника троллейбуса.
Как видно из кривых, фактические статические характеристики существующих токоприемников троллейбуса имеют значительное отличие от идеальной. Токоприемник РТ-6 в рабочей части характеристики при φ = 18÷29° в большей степени приближается к идеальной статической характеристике, чем токоприемник РТ-3.
Приведенные на рис. 4 статические характеристики применяемых на отечественных троллейбусах токоприемников РТ-3 и РТ-6 построены без учета сил трения. Силы трения в шарнирах увеличивают неравномерность давления контакта токоприемника.
Рис. 4. Статистические характеристики токоприемников РТ-3 и РТ-6 троллейбусов, построенные без учета сил трения: а — РТ-3 при несмазанной оси держателя штанги; б — РТ-3; в — РТ-6.
Статические характеристики токоприемников РТ-3 и РТ-6 троллейбусов, построенные с учетом сил трения в шарнирах, показаны на рис. 5. Кривые а и б сняты для токоприемника РТ-3 при несмазывающейся оси держателя штанги.
Рис. 5. Статические характеристики токоприемников РТ-3 и РТ-6 троллейбусов, построенные с учетом сил трения в шарнирах.
Кривые в сняты для токоприемника РТ-6. Верхние кривые получены при опускании, а нижние — при подъеме головки токоприемника троллейбуса.
Приведенные кривые показывают, что токоприемник РТ-6 троллейбуса обладает значительно лучшей статической характеристикой, чем РТ-3. Уменьшение колебаний нажатия на контактный провод в токоприемнике РТ-6 достигнуто в результате уменьшения силы трения в шарнирах, что возможно вследствие замены подшипников скольжения подшипниками качения в осях вращения в вертикальной плоскости. Улучшение статической характеристики токоприемника РТ-6 дало возможность повысить качество токосъема для троллейбуса. Из сказанного следует, что статическая характеристика в известной степени является критерием конструкции и сборки токоприемника.
Динамическая характеристика учитывает инерционные силы движущихся частей токоприемников троллейбуса, появляющиеся при резкой смене высоты провода. Ее можно выразить кривой изменения эквивалентной (то есть приведенной к контактной части токоприемника троллейбуса) массы движущихся частей Мэ, находящихся в функции высоты по подниманию места контакта h, то есть Мэ = f(h).
При движении троллейбуса сила давления контакта токоприемника складывается из силы статического давления и силы инерции токоприемника, т. е.:
где Fст — сумма сил нажатия контакта P1 и трения в шарнирах Р4: Fст = P1 + P4;
Мэ — эквивалентная, т. е. приведенная к контактной головке, масса движущихся частей токоприемника;
a — ускорение эквивалентной массы токоприемника в вертикальном направлении.
Во время движения троллейбуса при подъеме токоприемника его давление уменьшается вследствие того, что часть статического нажатия на контактный провод расходуется на ускорение масс движущихся частей токоприемника.
В этом случае Рд определится из следующего уравнения:
Для осуществления нормального токосъема должно быть обеспечено определенное минимальное значение силы давления Рмин контакта движущегося токоприемника троллейбуса, т. е.:
или:
Если сумма сил нажатия контакта в статическом состоянии меньше минимально необходимого давления (с учетом усилия, требуемого для сообщения ускорения массам движущихся частей токоприемника), то токосъемный контакт будет отрываться от провода и разрывать цепь тока.
Уравнения (5) и (6) показывают, что чем больше приведенная масса токоприемника троллейбуса, тем больше должно быть статическое давление контакта. С другой стороны, чрезмерное увеличение статического давления контакта отрицательно влияет на взаимодействие токоприемника троллейбуса с контактной сетью и увеличивает их износ. Поэтому при конструировании токоприемника для троллейбуса стремятся обеспечить возможно меньший вес движущихся частей, минимальные значения вертикальных перемещений, эластичность отдельных элементов аппарата и т. д.
Пеноплекс 31 цена 35 купить. Купить пеноплекс 30 мм цена www.kupi-penoplex.ru.