Мотоикл ИЖ-350 во Владивостокском музее автомотостарины.
У мотоцикла ИЖ-350 и мотоцикла ИЖ-49 в состав механизма переключения передач входит валик 1 (см. рисунок 2), у которого по своей окружности есть две фигурные канавки 2. В эти канавки входят пальцы 3, принадлежащие втулке вилок 4. Эти втулки вилок установлены в свободном положении на двух валиках 5. При этом втулки имеют возможность перемещаться по валикам. Вилки заходят в кольцевые проточки, принадлежащие кареткам коробки передач мотоцикла ИЖ-49 (ИЖ-350).
Рис. 2. Устройство механизма переключения коробки передач мотоцикла ИЖ-49 и ИЖ-350: 2 – канавки фигурные; 1 – валик; 3 – пальцы; 5 – валики; 4 – вилки; 6 – зубья валика 1 (выфрезерованные); 7 – сектор; 8 – рычаг ручной; 9 – педаль; 10 – кулиса; 12 – рычаг; 11 – тяга; 13 и 14 – валы; 16 – пружина; 15 – собачки; 17 – муфта фасонная.
С одной стороны валика 1 механизма переключения коробки передач мотоцикла есть зубья 6, полученные при помощи фрезеровки. С ними находятся в зацеплении зубья сектора 7. С помощью педали 9 или ручного рычага 8 сектор может поворачиваться на некоторый угол. Рычаг 8 стоит на кулисе 10. При помощи тяги 11 рычаг находится в соединении с рычагом 12. Последний находится в соединении с валом 13. При этом с валом 14 соединена педаль 9. Соединение с валом 13 вала 14 выполнено посредством двух собачек 15, пружины 16, муфты фасонной 17.
Включение первой передачи мотоцикла и ИЖ-350 (ИЖ-49) происходит, когда каретки 10 (см. рисунок 3, а) перемещается влево, боковые кулачки каретки при этом входят в окна шестерни 11. Осуществление передачи усилия происходит в таком порядке: вал 1, далее шестерни 12, 11, окна у шестерни 11, затем кулачки каретки 10, далее каретка 10, затем вал 8 (посредством шлиц), шестерни 7, 4, вал 5, звездочка 6.
Включение второй передачи в коробках мотоцикла ИЖ-49 и мотоцикла ИЖ-350 (см. рисунок 3, б) происходит при перемещении влево каретки 3 до того момента, когда ее кулачки войдут с кулачками шестерни 2 в зацепление. Передача усилия в этом случае происходит так: вал 1, каретка 3, затем кулачки каретки 3 и кулачки шестерни 2, сама шестерня 2, каретка 10, далее вал 8, шестерни 7, 4, затем вал 5, звездочка 6.
Рис. 3. Схема работы коробки передач мотоциклов ИЖ-49 и ИЖ-350: 2 – шестерня 2-ой передачи вала ведущего; 1 – вал ведущий; 3 – каретка 2-ой и 3-ей передач; 4 – шестерня вала ведомого; 5 – вал ведомый; 6 – звездочка; 8 – вал промежуточный; 7 – шестерня вала промежуточного; 9 – шестерня 3-ей передачи вала промежуточного; 10 – каретка 1-ой и 3-ей передач вала промежуточного; 11 – шестерня 1-ой передачи вала промежуточного; 12 – шестерня 1-ой передачи вала ведущего.
Включение в коробке передач третьей передачи на мотоциклах ИЖ-49 и ИЖ-350 (рис. 3, в) происходит при перемещении вправо каретки 10, когда ее кулачки войдут с кулачками шестерни 9 в зацепление.
При этом порядок передачи усилия такой: вал 1, каретка 3, затем шестерня 9, далее кулачки шестерни 9 и кулачки каретки 10, затем каретка 10, вал 8, далее шестерни 7, 4, вал 5, затем звездочка 6.
У мотоцикла ИЖ-49 (ИЖ-350) в коробке передач включение четвертой передачи (см. рисунок 3, г) происходит при перемещении вправо каретки 3, когда она войдет с кулачками шестерни 4 в зацепление. Пои этом порядок передачи усилия такой: вал 1, каретка 3, затем кулачки каретки 3 и кулачки шестерни 4, далее вал 5, звездочка 6.
Установка нейтрального положения у мотоциклов ИЖ-350 и мотоциклов ИЖ-49 (см. рисунок 3, д) происходит, когда кулачки кареток не находятся в зацеплении с кулачками шестерен, а также у каретки 10 кулачки не находятся в зацеплении с окнами шестерни 11.
Все части: 1 | 2