Мотоцикл ИЖ-49.
К деталям механизма цепной передачи относятся: цепь, ведущая и ведомая звездочки, защитные кожухи и приспособления для натяжения цепи. В передачах от двигателя на советских мотоциклах ИЖ-49, ИЖ-350, К-125, М1А «Москва» устанавливались пластинчато-втулочные цепи, а в главных передачах пластинчато-втулочно-роликовые.
Устройство пластинчато-втулочно-роликовой цепи мотоциклов ИЖ-350, ИЖ-49, М1А «Москва», К-125 и К1Б (К-1Б) «Киевлянин» показано на рисунке 1. Пластинчато-втулочно-роликовая цепь состоит из внутренних 1 и наружных 2 звеньев. Внутреннее звено цепи мотоцикла состоит из двух пластин 3 с отверстиями и запрессованными в них концами пустотелых втулок 4, на которых могут свободно вращаться ролики 5. Звенья наружные также состоят из двух пластин 6, соединенных между собой двумя осями (цапфами) 7. Отдельные звенья мотоциклетной цепи соединяют между собой в следующей последовательности: цапфы 7 наружного звена пропускают в отверстия втулок 4 двух внутренних звеньев, надевают на выступающие концы цапф боковую пластинку 6 и концы цапф расклепывают.
Рис. 1. Устройство пластинчато-втулочно-роликовой цепи мотоциклов М1А «Москва», К-125, ИЖ-350, ИЖ-49 и К-1Б (К1Б) «Киевлянин»: 1 – звенья внутренние; 2 – звенья наружные; 3 – пластины; 4 – втулки; 5 – ролики; 6 – пластины; 7 – цапфы.
Следующее наружное звено мотоциклетной цепи соединяют одной цапфой со свободной втулкой внутреннего звена, а другую цапфу с новым внутренним звеном; в такой же последовательности соединяют остальные звенья. Соединение оставшихся концов цепи мотоцикла при установке последней на цепные звездочки осуществляется соединительным (замковым) звеном. Это звено имеет одинаковое устройство с наружным звеном цепи, но цапфы у него сделаны длиннее и с одного конца имеют кольцевые выточки 1 (рис. 2), в которые входит плоская, разрезанная с одного конца пружина 2. Эта пружина удерживает на цапфах звена стальную боковую пластинку.
Рис. 2. Устройство замка пластинчато-втулочно-роликовой цепи мотоциклов К-125, М1А «Москва», ИЖ-350, ИЖ-49 и К1Б (К-1Б) «Киевлянин»: 1 – кольцевые выточки; 2 – плоская пружина.
Устройство пластинчато-втулочной цепи мотоциклов отличаются от описанной выше тем, что на втулках внутренних звеньев нет роликов. Такие цепи применяются исключительно в передачах от двигателя, и для увеличения срока службы их защищают от пыли и грязи и периодически смазывают.
Цепи механизмов передачи от двигателя на мотоциклах М1А «Москва», К-125, ИЖ-49 и ИЖ-350 помещены в герметически закрытых алюминиевых кожухах, заполненных маслом.
Цепи главных передач работают в тяжелых условиях, так как они открыты. Верхний кожух, закрывающий только верхнюю ветвь цепи, является предохранительным щитком.
Как пластинчато-втулочные, так и пластинчато-втулочно-роликовые цепи мотоциклов характеризуются двумя основными размерами: расстоянием между центрами цапф t, которое называется шагом, и расстоянием между пластинками внутреннего звена h, которое называется шириной цепи (рис. 3).
Рис. 3. Размеры пластинчато-втулочно-роликовых и пластинчато-втулочных цепей мотоциклов К-125, М1А «Москва», ИЖ-350, ИЖ-49 и К-1Б (К1Б) «Киевлянин».
В таблице ниже приведены виды и основные размеры цепей, которые применяются в советских мотоциклах ИЖ-49, ИЖ-350, К-125, М1А «Москва» и К1Б (К-1Б) «Киевлянин».
Марка мотоцикла | Передача | Вид цепи | Основные размеры, мм: шаг, ширина | |
---|---|---|---|---|
ИЖ-49 и ИЖ-350 | От двигателя | Пластинчато-втулочная | 9,55 | 9,5 |
М1А «Москва» и К-125 | 9,50 | 7,5 | ||
ИЖ-49 и ИЖ-350 | Главная | Пластинчато-втулочно-роликовая | 15,88 | 6,45 |
М1А «Москва» и К-125 | 12,7 | 5,21 | ||
К1Б (К-1Б) «Киевлянин» | 12,7 | 5,6 | ||
К1Б (К-1Б) «Киевлянин» | Педальная | Велосипедная пластинчато-втулочно-роликовая |