Топливо для двигателей советских мотоциклов М-72, ИЖ-49, К-125 и М1А «Москва»

Мотоцикл М1А

Мотоцикл М1А «Москва». Автор фото Andshel, CC BY-SA 4.0, через Викисклад.

Система питания двигателя мотоцикла

Мотоциклетная система питания двигателя состоит из ряда приборов, выполняющих определенные задачи, а именно из:
1. Карбюратора мотоцикла, служащего для приготовления горючей смеси.
2. Бензобака мотоцикла, содержащего запас топлива.
3. Бензопровода, подающего топливо от бензобака к карбюратору мотоцикла.
4. Бензокраника, прекращающего подачу топлива к карбюратору.
5. Сетчатых фильтров и отстойников, очищающих топливо от посторонних примесей.
6. Воздухоочистителя, очищающего подводимый к карбюратору мотоцикла воздух от пыли.
7. Глушителя, уменьшающего шум при выпуске отработавших газов в атмосферу.

На рис. 1 показаны приборы системы питания мотоциклетного двигателя.

Приборы системы питания двигателя мотоцикла

Рис. 1. Приборы системы питания двигателя мотоцикла.

Топливо для двигателей мотоциклов

Основным видом топлива для двигателей дорожных мотоциклов служит бензин, получаемый в результате переработки нефти, состоящей из сложных органических соединений углерода и кислорода — углеводородов.

Если нефть нагревать, то из нее будут выделяться пары сначала более легких частей (фракций), а затем более тяжелых; при охлаждении эти пары конденсируются и получаются жидкие фракции нефти: бензин, лигроин, керосин. Такой процесс переработки нефти называется фракционной (прямой) перегонкой. При этом способе из перегоняемой нефти получается 10–12% бензина.

С целью повышения выхода бензина из нефти применяется крекинг-процесс (слово «крекинг» означает расщепление), который заключается в том, что соляровое масло, мазут и прочие тяжелые части нефти при давлении 70 кг/см2 нагревают до 480–500°, что увеличивает выход бензина до 40–50%.

Автомобильные бензины, выпускаемые в СССР

Для двигателей мотоциклов в СССР применялись автомобильные бензины А-66, А-70 и А-74 (буква «А» означает, что это автомобильный бензин, при этом цифра указывает октановое число).

К бензинам А-66 и А-70 добавлялась этиловая жидкость — Р-9 объемом 1,5–2 см3 на 1 кг бензина. Бензин А-74 не был этилирован.

Этилированный бензин ядовит. Чтоб его отличить от других бензинов, он окрашивался в красноватый или синеватый цвет. При пользовании этилированным бензином надо соблюдать особые правила.