Устройство реле-регуляторов мотоциклов К-125, ИЖ-49, М1А «Москва» и М-72. Реле-регуляторы РР-30, РР-31, реле обратного тока, регулятор напряжения и устранение неисправностей

Мотоцикл М1А

Мотоцикл М1А «Москва». Автор фото Andshel, CC BY-SA 3.0, через Викисклад.

Реле-регулятор РР-30 мотоцикла М1А «Москва» и реле-регулятор РР-31 мотоцикла М-72 состоят из двух отдельных приборов, первый из которых называется реле обратного тока, а второй — регулятор напряжения. Реле-регулятор мотоциклов ИЖ-49 и К-125 представляет собой один комбинированный прибор, являющийся одновременно реле обратного тока и регулятором напряжения.

Устройство реле-регуляторов мотоциклов К-125 и ИЖ-49

Реле-регулятор мотоциклов ИЖ-49 и К-125 (рис. 1) состоит из одного электромагнита с тремя обмотками: основной обмотки или обмотки напряжения, дополнительной (токовой) обмотки и обмотки сопротивления и двух пар контактов (левая — регулятора напряжения, правая — реле обратного тока).

Основная обмотка (обмотка напряжения) реле-регулятора мотоциклов К-125 и ИЖ-49 служит для намагничивания сердечника электромагнита; она имеет около 500 витков тонкой (0,41 мм) медной и частично манганиновой проволоки.

Дополнительная (токовая) обмотка реле-регулятора мотоциклов ИЖ-49 и К-125, состоящая из 6,25 витка медной толстой (1,4 мм) проволоки, включена последовательно в цепь тока, идущего на зарядку аккумуляторной батареи. Когда напряжение в генераторе мотоцикла упадет ниже чем в аккумуляторной батарее, ток из батареи пойдет по токовой обмотке в обратном направлении и вызовет размагничивание сердечника; тогда пружина разомкнет контакты реле обратного тока, и батарея будет отключена от генератора.

Обмотка сопротивления реле-регулятора служит для снижения напряжения, вырабатываемого генератором мотоциклов ИЖ-49 и К-125. Она состоит из 150 витков манганинового провода, имеющего повышенное сопротивление. Через эту обмотку проходит ток в обмотку возбуждения генератора, когда разомкнуты контакты регулятора напряжения.

Устройство и схема реле-регулятора мотоциклов К-125 и ИЖ-49

Рис. 1. Устройство и схема реле-регулятора мотоциклов К-125 и ИЖ-49.

Устройство реле-регуляторов РР-30 мотоцикла М1А «Москва» и РР-31 мотоцикла М-72

Реле-регуляторы РР-30 устанавливаются на мотоциклах М1А «Москва», а РР-31 — на мотоциклах М-72. Они состоят из 2-х электромагнитных приборов: реле обратного тока, регулятора напряжения.

Принцип работы реле-регуляторов РР-30 и РР-31 аналогичен принципу работы реле-регулятора мотоциклов К-125 и ИЖ-49, а устройство РР-31 и его включение в цепь показано на рис. 2.

Реле-регулятор РР-31, генератор Г-11 и схема электрооборудования мотоцикла М-72

Рис. 2. Реле-регулятор РР-31, генератор Г-11 и схема электрооборудования мотоцикла М-72.

В отличие от реле-регулятора РР-30 мотоцикла М1А «Москва», в реле-регуляторе РР-31 мотоцикла М-72 есть магнитный шунт, представляющий собой пластину из железоникелевого сплава, которая соединяет ярмо и сердечник. Данный сплав обладает свойством уменьшать магнитную проводимость при увеличении температуры и увеличивать ее, когда температура уменьшается.

Для того, чтобы изменять зарядный ток в зависимости от текущей внешней температуры, есть магнитный шунт. Он уменьшает зарядный ток летом и увеличивает его в зимнее время.

Контрольная лампа служит для контроля работы генератора и аккумуляторной батареи мотоцикла (рис. 2). Она включается параллельно контактам реле обратного тока (один провод подключен к неподвижному контакту, а другой — к якорю). При включенном зажигании, исправной аккумуляторной батарее и неработающем двигателе мотоцикла или при двигателе, работающем на малых оборотах, — контрольная лампа горит, указывая, что происходит разрядка батареи. На средних, а также больших оборотах (при исправном генераторе) контрольная лампа гаснет, указывая, что происходит зарядка батареи.

Контрольная лампа расположена на мотоциклах М-72 и М1А «Москва» в фаре, а на мотоциклах ИЖ-49 и К-125 — в распределительной коробке.

Неисправности реле-регуляторов мотоциклов М-72, ИЖ-49, К-125 и М1А «Москва»

Регулировка реле-регуляторов мотоциклов М-72, ИЖ-49, М1А «Москва» и К-125 производится на заводах и в мастерских на специальных регулировочных стендах и изменять ее в условиях эксплуатации не следует. Часто мотоциклист замечает, что с генератора поступает зарядный ток, который имеет разную величину. Предполагая, что причиной этого является неверная регулировка реле-регулятора мотоцикла, он производит ее изменение. На самом же деле причиной скорее всего является плохое состояние аккумулятора.

Работа реле-регулятора напрямую связана с работой генератора. Если проверкой установлено, что генератор Г-11 мотоцикла М-72 исправен, то проверить исправность реле-регулятора РР-31 можно следующим образом: отсоединить от центрального переключателя провод, идущий к зажиму Б (рис. 2) реле-регулятора, и затем включить между этим проводом и массой переносную лампу.

Если после пуска двигателя мотоцикла на любых оборотах переносная лампа имеет слишком слабый накал или совсем не горит, то это означает, что реле-регулятор неисправен.

Регулировка и ремонт неисправного реле-регулятора — очень сложные операции и, как сказано было выше, требуют наличия специальных регулировочных стендов.

Водителю нельзя срывать пломбы, производить вскрытие реле-регуляторов и трогать винтовые соединения, закрашенные эмалью.

Уход за реле-регуляторами мотоциклов ИЖ-49, М-72, М1А «Москва» и К-125 состоит в проверке крепления и проводов, а также протирке корпуса от грязи и пыли ветошью.

Подробное описание утилизация масел моторных отработанных в москве на сайте.