Устройство и конструкция рамы и седла советских мотоциклов ИЖ-49, ИЖ-350, М-72, М1А «Москва» и К1Б (К-1Б) «Киевлянин»

Мотоцикл К1Б

Мотоцикл К1Б «Киевлянин». Автор фото Andshel, CC BY-SA 3.0, через Викисклад.

Устройство и конструкция рамы советских мотоциклов

Рама мотоцикла предназначена для того, что крепить на ней все механизмы, а также прицепную коляску. Необходимо, чтобы рама была жесткой и прочной, не деформировалась и не ломалась под действием нагрузок, которые она испытывает.

Конструкция рамы мотоцикла зависит от его веса, типа и назначения.

Рамы мотоциклов делят:

1. По конструкции – на рамы одинарные, у которых нижняя труба и передний подкос одинарные (мотоциклы М1А «Москва», ИЖ-350, К1Б (К-1Б) «Киевлянин», ИЖ-49), и рамы двойные – «Дуплекс», где нижние трубы и передний подкос выполнены двойными (мотоциклы М-72).

2. По методу соединения частей – на разборные (мотоциклы ИЖ-49, ИЖ-350) и неразборные (М-72, М1А «Москва», К-1Б (К1Б) «Киевлянин»).

3. В зависимости от типа профиля, из которого выполнены элементы, составляющие раму, – на штампованные – (мотоциклы ИЖ-350, ИЖ-49) и трубчатые (М-72, М1А «Москва», К1Б (К-1Б) «Киевлянин»).

У мотоцикла К-1Б (К1Б) «Киевлянин» рама выполнена трубчатой, неразборной, одинарной. Задняя вилка неподрессоренная.

У мотоцикла М1А «Москва» рама (см. рисунок 1) сделана трубчатой, одинарной, неразборной. Задняя вилка неподрессоренная.

Устройство рамы мотоцикла М1А «Москва»: 1 – труба верхняя; 2 – головка рамы; 8 – подкос передний; 4 – труба подседельная; 5 – вилка задняя; 6 – подставка; 7 – кронштейн для крепления двигателя

Рис. 1. Устройство рамы мотоцикла М1А «Москва»: 1 – труба верхняя; 2 – головка рамы; 8 – подкос передний; 4 – труба подседельная; 5 – вилка задняя; 6 – подставка; 7 – кронштейн для крепления двигателя.

У мотоцикла ИЖ-49 рама (см. рисунок 2) выполнена штампованной, разборной, одинарной. Задняя вилка подрессоренная.

Устройство рамы мотоцикла ИЖ-49: 2 – головка рамы; 1 – верхняя балка рамы; 5 – подкос передний; 4 – стойка председельная; 5 – вилка задняя; 7 – кронштейн подвески для заднего колеса; 6 – распоры жесткости; 8 – подвеска заднего колеса

Рис. 2. Устройство рамы мотоцикла ИЖ-49: 2 – головка рамы; 1 – верхняя балка рамы; 5 – подкос передний; 4 – стойка председельная; 5 – вилка задняя; 7 – кронштейн подвески для заднего колеса; 6 – распоры жесткости; 8 – подвеска заднего колеса.

У мотоцикла М-72 рама (см. рисунок 3) сделана трубчатой, неразборной, двойной. Задняя вилка подрессоренная.

Устройство рамы мотоцикла М-72: 1 – верхняя труба рамы; 3 – передняя труба; 2 – головка рамы; 4 – нижняя труба; 6 – задняя стойка рамы; 5 – перо задней вилки

Рис. 3. Устройство рамы мотоцикла М-72: 1 – верхняя труба рамы; 3 – передняя труба; 2 – головка рамы; 4 – нижняя труба; 6 – задняя стойка рамы; 5 – перо задней вилки.

Устройство и конструкция седла советских мотоциклов

Необходимо, чтобы седло водителя смягчало толчки, появляющиеся на неровной дороге, и обеспечивало удобную посадку. В состав седла входят каркас из металла, амортизирующие пружины, покрышка из резины, приспособлений для регулировки натяжения пружин. Седло прикрепляется к кронштейнам рамы.

Для мотоцикла М1А «Москва» конструкция седла изображена на рисунке 4, для ИЖ-49 – на рисунке 5, для М-72 – на рисунке 6.

Устройство седла мотоцикла М1А «Москва»: 2 – каркас; 1 – покрышка; 4 – кронштейн крепления седла; 3 – пружины седла

Рис. 4. Устройство седла мотоцикла М1А «Москва»: 2 – каркас; 1 – покрышка; 4 – кронштейн крепления седла; 3 – пружины седла.

Устройство седла мотоцикла ИЖ-49: 2 – каркас; 1 – покрышка седла; 3 – кронштейн с пружиной; 4 – винт регулировочный для амортизации седла; 5 – прорезы направляющие; 6 – шарнир передний седла

Рис. 5. Устройство седла мотоцикла ИЖ-49: 2 – каркас; 1 – покрышка седла; 3 – кронштейн с пружиной; 4 – винт регулировочный для амортизации седла; 5 – прорезы направляющие; 6 – шарнир передний седла.

Устройство седла мотоцикла М-72: 2 – каркас; 1 – покрышка седла; 3 – основание седла; 5 –винт шарнирный крепления седла; 4 – пружины

Рис. 6. Устройство седла мотоцикла М-72: 2 – каркас; 1 – покрышка седла; 3 – основание седла; 5 –винт шарнирный крепления седла; 4 – пружины.