Устройство и принцип работы предохранительного и обратного клапанов пневматического оборудования аппаратов напорной системы троллейбуса

Троллейбусы

Принцип работы и устройство предохранительного клапана пневматической системы троллейбуса

В случае неисправности регулятора давления троллейбуса в пневматической системе, на головке компрессора устанавливается специальный предохранительный клапан. Его функция — защитить пневматическое оборудование от избыточного давления воздуха. Если давление в системе превышает определенное значение, предохранительный клапан срабатывает и выпускает в атмосферу сжатый воздух.

На троллейбусах ЗИУ-5 и МТБ-82 установлен предохранительный клапан, который открывает выход в атмосферу сжатому воздуху, если давление в пневматической системе больше 0,8 МН/м2 (или 8 кгс/см2). У предохранительного клапана, используемого на отечественных троллейбусах, конструкция представлена на рис. 1.

Устройство предохранительного клапана пневматического оборудования аппаратов напорной системы троллейбуса

Рис. 1. Устройство предохранительного клапана пневматического оборудования аппаратов напорной системы троллейбуса.

У клапана 1 корпус оснащен отверстием 6, а также внутренней резьбой 2. Сжатый воздух попадает в отверстие 6, давит на шариковый клапан 5. В резьбу вкручивается регулировочная пробка 9 с отверстием для штока 8. Пружина 3 находится между основанием штока 4 и регулировочной пробкой, она противодействует давлению сжатого воздуха. Если давление превышает 0,8 МН/м2 (или 8 кгс/см2), клапан 5 открывается и выпускает в атмосферу излишки сжатого воздуха посредством отверстия 7. У предохранительного клапана троллейбуса регулировка включает создание соответствующего изначального давления на пружину с помощью регулировочной пробки 9. Стопорная гайка 10 фиксирует положение пробки 9.

Предохранительный клапан, как правило, устанавливается на головке или рядом с головкой компрессора. В старых моделях троллейбусов он располагался рядом с резервуарами, но в случае такой установки при замерзании воздухопровода система оказывалась изолированной от компрессора, и клапан продолжал функционировать независимо от давления воздуха в резервуарах.

Принцип работы и устройство обратного клапана пневматической системы троллейбуса

Для предотвращения возможности воздуху двигаться в обратном направлении — к компрессору от резервуаров пневматической системы троллейбуса — между ними ставят специальный обратный клапан. Этот обратный клапан пропускает воздух только в одном направлении — от компрессора к резервуарам. Как только происходит снижение давления воздуха в головке компрессора троллейбуса, и оно становится меньше, по сравнению с давлением в резервуарах, клапан автоматически закрывается, предотвращая тем самым движение воздуха в обратном направлении. Конструкция обратного клапана, который использовался на советских троллейбусах, изображена на рисунке 2.

Устройство обратного клапана пневматического оборудования аппаратов напорной системы троллейбуса

Рис. 2. Устройство обратного клапана пневматического оборудования аппаратов напорной системы троллейбуса.

Корпус 1 обратного клапана пневматической системы троллейбуса оснащен выходным 3 и входным 5 отверстиями. Роль клапана играет кожаная шайба 11, которая расположена в основании штока 7 и закреплена при помощи винта с гайкой 6. К седлу 2 клапана кожаную шайбу 11 прижимает пружина 10. Воздух, выходящий из компрессора и попадающий в камеру 4, преодолевает своим давлением сопротивление пружины и поднимает вверх кожаный клапан. Таким образом, воздух проходит к резервуарам троллейбуса через образующийся зазор, а также выходное отверстие в корпусе клапана.

После того, как компрессор троллейбуса прекращает работу, происходит прижатие клапана к седлу при помощи пружины 10, а также давления сжатого воздуха из резервуаров, исключая возможность обратного движения воздуха. Это также предотвращает утечку воздуха посредством системы клапанов компрессора в периоды, когда он не работает. Пружина клапана защищена крышкой 9, закрепленной гайкой 8.

Изготовление рукавных фильтров. Купить рукавные фильтры ТЕКС.