Общее устройство колес советских мотоциклов ИЖ-49, ИЖ-350, М-72, К1Б (К-1Б) «Киевлянин» и М1А «Москва»

Мотоцикл М1А

Мотоцикл М1А «Москва». Автор фото Minsk Moto, CC BY-SA 3.0, через Викисклад.

Необходимо, чтобы колеса мотоциклов обладали высокой прочностью и имели небольшой вес, потому что во время движения по различным дорогам с большими скоростями они испытывают большую нагрузку. Легкость колес обеспечивается при использовании проволочных стальных спиц, а прочность достигается высоким качеством стали спиц и установкой их нужного количества.

Основным признаком, по которому различаются колеса мотоциклов, является их взаимозаменяемость.

Если устройство колес мотоцикла позволяет менять их местами (переднее колесо с задним), то такие колеса называются взаимозаменяемыми, если этого сделать нельзя, то колеса невзаимозаменяемые.

Устройство колеса мотоцикла (рис. 1) включает ступицу, тормозной барабан, спицы, обод и пневматическую шину.

Общее устройство колеса мотоцикла: 2 – спицы; 1 – ступица с тормозным барабаном; 4 – шина; 3 – обод

Рис. 1. Общее устройство колеса мотоцикла: 2 – спицы; 1 – ступица с тормозным барабаном; 4 – шина; 3 – обод.

Ступица служит для установки колеса на оси и передает на нее приходящийся на колесо вес. В связи с тем, что оси колес крепятся неподвижно, в ступице устанавливают подшипники, обеспечивая таким образом легкость вращения колеса на оси.

Спицы колеса соединяют с ободом ступицу, передают ободу от ступицы крутящий момент, а также воспринимают нагрузку от массы мотоцикла.

В колесе мотоцикла спицы работают на растяжение, а также испытывают определяемую дорожными условиями большую переменную нагрузку. Данная нагрузка во время движения мотоцикла по плохой дороге меняется в довольно широких пределах и увеличивается в несколько раз по отношению к нагрузке при движении по ровной дороге. Устройство колеса мотоцикла такое, что спица крепится одним концом на ступице колеса, а другим – в ободе. Обычно спицы крепятся в отверстиях на двух фланцах ступицы, причем в отверстия вставляется расклепанный конец спицы. Верхний конец спицы имеет резьбу, на которую навертывается ниппель, представляющий собой удлиненную втулку с утолщенным концом; ниппель вставлен в отверстие на ободе колеса мотоцикла и удерживается в нем на утолщенном конце. В отверстии ниппеля нарезана резьба. При вращении ниппеля он навертывается на спицу, натягивая ее.

Обод воспринимает крутящий момент и нагрузку от веса мотоцикла; на ободе монтируется пневматическая шина. Обод представляет собой кольцо из стальной ленты, с загнутыми краями и отверстиями по окружности, в которые вставлены ниппели для крепления спиц.

В связи с тем, что способ установки мотоциклетного колеса зависит от устройства и конструкции ступицы, характеристика самого колеса также определяется конструкцией ступицы.

На мотоциклах К1Б (К-1Б) «Киевлянин», М1А «Москва», ИЖ-49 и ИЖ-350 устанавливаются невзаимозаменяемые мотоциклетные колеса, а на мотоцикле М-72 – взаимозаменяемые.

https://vizitki-deshevo.ru вывески в нижегородской области.