Общее устройство колес

Январь 7th, 2013

Колеса для мотоциклов должны иметь малый вес и обладать большой прочностью, так как они испытывают при движении с большими скоростями по различным дорогам большую нагрузку. Легкость мотоциклетных колес достигается применением стальных проволочных спиц, а прочность обеспечивается высоким качеством стали, из которой изготовлены спицы, и установкой необходимого количества их.

Общее устройство колес

Рис. 274. Колесо мотоцикла: 1 — ступица с тормозным барабаном; 2 — спицы; 3 — обод; 4 — шина.

Основным признаком, по которому различаются мотоциклетные колеса, — это их взаимозаменяемость.

Если колеса мотоцикла можно менять местами (переднее колесо с задним), то такие колеса называются взаимозаменяемыми, если этого сделать нельзя, то колеса невзаимозаменяемые.

Мотоциклетное колесо (рис. 274) состоит из ступицы, тормозного барабана, спиц, обода и пневматической шины.

Ступица служит для установки колеса на оси и передает на нее приходящийся на колесо вес. В связи с тем, что оси колес крепятся неподвижно, в ступице устанавливают подшипники, обеспечивая таким образом легкость вращения колеса на оси.

Спицы соединяют ступицу с ободом, передают ему крутящий момент от ступицы и воспринимают нагрузку веса мотоцикла.

Спицы в мотоциклетном колесе работают на растяжение и испытывают большую переменную нагрузку, определяемую дорожными условиями. При движении по плохой дороге эта нагрузка изменяется в широких пределах, возрастая в несколько раз по сравнению с движением на ровной дороге. Спица крепится одним концом на ступице колеса, а другим — в ободе. Обычно спицы крепятся в отверстиях на двух фланцах ступицы, причем в отверстия вставляется расклепанный конец спицы. Верхний конец спицы имеет резьбу, на которую навертывается ниппель, представляющий собой удлиненную втулку с утолщенным концом; ниппель вставлен в отверстие на ободе и удерживается в нем на утолщенном конце. В отверстии ниппеля нарезана резьба. При вращении ниппеля он навертывается на спицу, натягивая ее.

Обод воспринимает крутящий момент и нагрузку от веса мотоцикла; на ободе монтируется пневматическая шина. Обод представляет собой кольцо из стальной ленты, с загнутыми краями и отверстиями по окружности, в которые вставлены ниппели для крепления спиц.

В связи с тем, что способ установки мотоциклетного колеса зависит от конструкции ступицы, характеристика самого колеса также определяется конструкцией ступицы.

На мотоциклах К1Б, М1А, ИЖ-49 и ИЖ-350 устанавливаются невзаимозаменяемые мотоциклетные колеса, а на мотоцикле М-72 — взаимозаменяемые.

Рубрики: Мотоциклы | Теги: , , , , , ,