Общее устройство дизельных двигателей ЯМЗ-236 и ЯМЗ-238

Дизельный двигатель ЯМЗ-236

Шестицилиндровый дизельный двигатель ЯМЗ-236. Автор фото Andshel, CC BY-SA 4.0, через Викисклад.

В устройство четырехтактного шестицилиндрового дизельного двигателя ЯМЗ-236, устанавливаемого на автомобилях МАЗ-500, MA3-503, МАЗ-504 (см. рисунок 1), входят те же основные механизмы и системы, что и в устройство четырехтактного карбюраторного двигателя, исключая систему зажигания, которая у дизелей отсутствует.

Устройство газораспределительного и кривошипно-шатунного механизмов и систем охлаждения и смазки дизельного двигателя ЯМЗ-236 в основном такое же, как у четырехтактных карбюраторных двигателей.

Цилиндры дизельного двигателя ЯМЗ-236 расположены в два ряда (V-образное расположение), что характерно для большинства современных многоцилиндровых двигателей; такое расположение цилиндров позволяет сократить длину дизельного двигателя и соответственно увеличить полезный объем кузова при тех же габаритных размерах автомобиля. Верхние клапаны (размещенные в головках цилиндров дизельного двигателя ЯМЗ-236), приводятся в действие от распределительного вала при помощи роликовых толкателей, штанг и коромысел.

Устройство дизельного двигателя ЯМЗ-236 (поперечный разрез): 1 — масляный насос; 2 и 10 — правый и левый ряды цилиндров; 3 — выпускной трубопровод; 4 — форсунка; 5 — штанга; 6 — коромысло; 7 — впускной трубопровод; 8 — топливный насос высокого давления; 9 — воздушный фильтр; 11 — качающийся роликовый толкатель; 12 — распределительный вал

Рис. 1. Устройство дизельного двигателя ЯМЗ-236 (поперечный разрез): 1 — масляный насос; 2 и 10 — правый и левый ряды цилиндров; 3 — выпускной трубопровод; 4 — форсунка; 5 — штанга; 6 — коромысло; 7 — впускной трубопровод; 8 — топливный насос высокого давления; 9 — воздушный фильтр; 11 — качающийся роликовый толкатель; 12 — распределительный вал.

Устройство системы охлаждения имеет закрытый жидкостный тип, с циркуляцией жидкости принудительным способом и регулированием теплового режима при помощи термостатов и шторки радиатора. В устройство системы смазки входят фильтр грубой очистки, центробежный фильтр тонкой очистки масла и воздушно-масляный радиатор.

Восьмицилиндровый дизельный двигатель ЯМЗ-238, устанавливаемый на трехосных грузовых автомобилях КрАЗ-257, КрАЗ-256, унифицирован с шестицилиндровым дизельным двигателем ЯМЗ-236 по ряду деталей: поршням, гильзам цилиндров, клапанам, шатунам, деталям их привода и прочее. Угол между рядами цилиндров у дизельного двигателя ЯМЗ-238 равен 90°, как и у дизельного двигателя ЯМЗ-236.

Параметры дизельных двигателей ЯМЗ-236 и ЯМЗ-238
Параметр дизельного двигателяЯМЗ-236ЯМЗ-238
Число цилиндров68
Диаметр цилиндра130 мм
Ход поршня140 мм
Рабочий объем двигателя11,15 л14,86 л
Степень сжатия16,5
Максимальная мощность с регулятором180 л. с. при 2100 об/мин240 л. с. при 2100 об/мин