Общее устройство газораспределительного механизма дизельных двигателей ЯМЗ-236 и ЯМЗ-238

Головка блока цилиндров двигателя ЯМЗ-238

Головка блока цилиндров дизельного двигателя ЯМЗ-238. Автор фото Jojhnjoy, CC BY-SA 4.0, через Викисклад.

Клапаны дизельных двигателей ЯМЗ-236 и ЯМЗ-238 изготовлены из легированной стали. Диаметр головок выпускных клапанов 61,5 мм, впускных — 48 мм. Направляющие втулки клапанов, запрессованные в отверстия головок цилиндров, изготовлены из металлокерамики, а вставные седла клапанов выпускных из специального жароупорного чугуна. В дизельных двигателях ЯМЗ-238, ЯМЗ-236 на стержне каждого клапана установлены две пружины; тарелки пружин удерживаются на стержнях клапанов разъемными сухарями.

Устройство дизельного двигателя ЯМЗ-236 (поперечный разрез): 1 — масляный насос; 2 и 10 — правый и левый ряды цилиндров; 3 — выпускной трубопровод; 4 — форсунка; 5 — штанга; 6 — коромысло; 7 — впускной трубопровод; 8 — топливный насос высокого давления; 9 — воздушный фильтр; 11 — качающийся роликовый толкатель; 12 — распределительный вал

Рис. 1. Устройство дизельного двигателя ЯМЗ-236 (поперечный разрез): 1 — масляный насос; 2 и 10 — правый и левый ряды цилиндров; 3 — выпускной трубопровод; 4 — форсунка; 5 — штанга; 6 — коромысло; 7 — впускной трубопровод; 8 — топливный насос высокого давления; 9 — воздушный фильтр; 11 — качающийся роликовый толкатель; 12 — распределительный вал.

Коромысла привода клапанов установлены на индивидуальных стойках, представляющих одно целое с осями коромысел. Регулировка тепловых зазоров в приводе клапанов дизельных двигателей ЯМЗ-236, ЯМЗ-238 осуществляется винтами коромысел со стороны штанг. Качающиеся роликовые толкатели установлены на специальной оси. Ролики толкателей вращаются на игольчатых подшипниках.

Распределительный вал дизельных двигателей ЯМЗ-238 и ЯМЗ-236 стальной, его кулачки и опорные шейки закалены токами высокой частоты. Вал вращается во втулках из бронзы, которые запрессованы в отверстия поперечных стенок блока цилиндров. Привод распределительного вала осуществляется от коленвала двигателя двумя шестернями.