Устройство и принцип работы батарейного зажигания рабочей смеси в двигателях мотоциклов М-72, ИЖ-49, К-125 и М1А «Москва» — Часть 4 из 4: Опережение зажигания, пути тока в цепях

Мотоцикл М-72

Мотоцикл М-72. Автор фото Andrzej Otrębski, CC BY-SA 3.0, через Викисклад.

Принцип работы опережения зажигания двигателя мотоцикла

Для того, чтобы получить наибольшую мощность двигателя мотоциклов ИЖ-49, М-72, К-125 и М1А «Москва» и наибольшее давление газов на поршень, необходимо, чтобы рабочая смесь воспламенилась полностью к тому моменту, когда поршень начнет такт расширения (то есть начнется рабочий ход) и пройдет на 10–13° верхнюю мертвую точку, если считать по углу, на который повернется коленчатый вал двигателя мотоциклов К-125, М-72, ИЖ-49 и М1А «Москва».

Чтобы это произошло, рабочая смесь должна поджечься с помощью искры в конце такта сжатия, то есть с опережением, в противном случае при средних и высоких оборотах двигателя мотоцикла рабочая смесь не будет успевать сгорать к моменту, который необходим для того, чтобы получить наибольшую мощность двигателя. Чем число оборотов двигателя мотоциклов М-72, М1А «Москва», К-125, ИЖ-49 больше, тем зажигать рабочую смесь нужно раньше. Это называют ранним зажиганием. А чем число оборотов двигателя меньше, тем зажигать рабочую смесь нужно позднее. Это называют поздним зажиганием. Из чего следует, что каждому числу оборотов двигателя мотоцикла должно соответствовать свое опережение зажигания.

Опережение зажигания принято обозначать в градусах поворота коленчатого вала двигателя мотоцикла. Когда опережение зажигания не соответствует числу оборотов вала двигателя, мощность двигателя мотоциклов М-72, ИЖ-49, К-125 и М1А «Москва» падает.

Кроме того, если смесь воспламеняется позже, чем нужно, она не успевает вовремя сгореть и будет догорать при тактах расширения и даже выпуска, вследствие чего двигатель перегревается, в глушителе и карбюраторе мотоциклов М-72, ИЖ-49, К-125 и М1А «Москва» возникают вспышки.

Если же смесь воспламеняется раньше, чем нужно, она сгорит до прихода поршня к ВМТ. В этом случае поршень получает резкие встречные удары, в двигателе появляется стук, во время пуска двигателя мотоцикла возможно обратное вращение коленчатого вала.

Практически величина опережения зажигания на мотоциклах К-125, М-72, ИЖ-49, М1А «Москва» достигается путем изменения момента размыкания контактов прерывателя: при отдалении момента размыкания контактов получается более позднее зажигание, а при приближении момента размыкания — более раннее.

Установка на мотоциклах ИЖ-49, М-72, М1А «Москва» и К-125 требуемого угла опережения зажигания осуществляется тремя способами:

1. Установкой постоянного опережения зажигания при сборке мотоцикла на заводе-изготовителе или при ремонте мотоцикла в процессе эксплуатации.

2. Автоматически.

3. От руки водителем мотоцикла.

Постоянное опережение зажигания двигателя мотоцикла

Постоянное опережение зажигания достигается тем, что кулачок прерывателя устанавливается таким образом, чтобы разрыв первичной цепи происходил, когда поршень еще не дошел до ВМТ в двигателе мотоцикла М-72 — на 2 мм, мотоцикла ИЖ-49 — на 1,0–1,5 мм, мотоциклов К-125 и М1А «Москва» — на 4 мм (двигатели мотоциклов К-125 и М1А «Москва» имеют только постоянное опережение зажигания).

Постоянное опережение зажигания в двигателе мотоцикла М-72 осуществляется, кроме того, регулировочным винтом диска прерывателя, который служит для ограничения поворотов диска в пределах его кольцевых пазов. Отпуская контргайку (см. рис. 6 в части 3 этой статьи) и поворачивая эксцентричную головку регулировочного винта диска, можно достигнуть изменения опережения зажигания в пределах до +7°.

Автоматическое опережение зажигания двигателя мотоцикла

Автоматическое опережение зажигания на двигателе мотоцикла осуществляется при помощи центробежного регулятора, работа которого основана на действии центробежных сил грузиков. Грузики с ростом оборотов коленчатого вала двигателя расходятся, увеличивая смещение кулачка прерывателя и тем самым приближая момент размыкания его контактов. Таким путем на мотоциклах ИЖ-49 достигается опережение зажигания до 13° (рис. 9).

Устройство механизма автоматического опережения зажигания двигателя мотоцикла ИЖ-49

Рис. 9. Устройство механизма автоматического опережения зажигания двигателя мотоцикла ИЖ-49.

Ручное опережение зажигания двигателя мотоцикла

Ручное опережение зажигания осуществляется водителем мотоцикла поворотом рычажка на руле. На мотоцикле М-72 можно достигнуть сдвига диска прерывателя на 15–22° и получить опережение зажигания до 30–44° в зависимости от установки опережения зажигания регулировочным винтом диска.

Пути тока в цепях батарейного зажигания мотоцикла М-72

В качестве примера ниже разобраны пути тока в цепях зажигания мотоцикла М-72 (см. рис. 1 в части 1 этой статьи).

Путь тока низкого напряжения от аккумуляторной батареи в цепях зажигания мотоцикла М-72

При включенном зажигании (контакты выключателя зажигания замкнуты) ток пойдет: положительный зажим аккумуляторной батареи — масса — корпус прерывателя — неподвижный контакт — подвижный контакт — пластинчатая пружина — штифт — гибкий провод — изолированный контакт прерывателя — красный провод — боковой контакт индукционной катушки — первичная обмотка — второй контакт индукционной катушки — зажим центрального переключателя — замкнутые контакты выключателя — провод — отрицательный зажим аккумуляторной батареи.

Путь тока высокого напряжения в цепях зажигания мотоцикла М-72

Центральный контакт индукционной катушки — провод высокого напряжения — средний контакт распределителя — центральный угольный контакт — центральный контакт ротора — пластинчатый контакт — боковой контакт распределителя — провод высокого напряжения — у свечи зажигания центральный электрод — боковой электрод свечи (проскакивает в виде искры) — масса — положительный зажим аккумуляторной батареи — центральный переключатель — индукционная катушка.

Все части: 1 | 2 | 3 | 4