Выбор лучшего способа восстановления деталей автомобилей при ремонте – Часть 2 из 2: Критерий экологичности, Формы организации восстановления деталей

Ремонт автомобиля

Кроме описанных в первой части статьи критерия технологической применимости, критерия долговечность детали и технико-экономического критерия, для выбора лучшего способа восстановления автомобильных деталей существует также критерий экологичности.

Критерий экологичности

Критерий по экологичности процесса восстановления деталей автомобилей может быть оценен по суммарному показателю объема вредных веществ, которые выбрасываются в атмосферу или попадают в водный бассейн.

Например, при восстановлении хромированием детали автомобиля ее стоимость обычно выше, чем стоимость новой, но при этом долговечность хромированной детали может быть в два-три раза выше новой. Однако, в данном случае могут возникнуть проблемы с экологической безопасностью, так как при хромировании и других процессах гальванического осаждения покрытий на детали могут выделяться кислотные пары, загрязняющие окружающую среду.

Выбор способа восстановления деталей на основе представленных критериев

Исходя из представленных критериев, наиболее целесообразным является восстановление поврежденных деталей автомобилей партиями в ремонтных специализированных мастерских, где технологический процесс уже налажен и является типовым.

В настоящее время, на зарубежных автомобильных заводах до запуска производства новой модели оценивается номенклатура деталей, которые подлежат восстановлению, для того чтобы заранее подготовить необходимое оборудование и материалы для повторного использования автомобилей. Этим процессом предусматривается утилизация поврежденных или старых автомобилей и создание условий с целью восстановления всех деталей, за исключением тех, которые практически невозможно восстановить.

Формы организации восстановления деталей

Создание математических моделей, чтобы оптимизировать способы восстановления автомобильных деталей, является сложной задачей. Тем не менее существуют попытки их разработки с использованием метода планирования экстремального эксперимента. Существуют три основные формы организации восстановления деталей для автомобилей:

1. Капремонт на рабочих местах, находящихся в ремонтных цехах АРЗ.

2. Восстановление в специализированных цехах или восстановление на выделенных участках АРЗ.

3. Централизованное восстановление в специализированных организациях, которое применяется в ряде зарубежных компаний для автомобилей одной марки.