Устройство и принцип работы воздухоочистителей и глушителей мотоциклов М-72, ИЖ-49, К-125 и М1А «Москва»

Мотоцикл ИЖ-49

Мотоцикл ИЖ-49 в коллекции Нижегородского зоопарка «Лимпопо». Автор фото Апатинаити, CC BY-SA 3.0, через Викисклад.

Воздухоочиститель в мотоцикле предназначен для предохранения от попадания пыли вместе с воздухом в двигатель.

Пыль — это твердые и мелкие минеральные частицы, которые в случае попадания в цилиндры двигателя увеличивают износ таких деталей, как поршни, цилиндры, коренные и шатунные подшипники, поршневые кольца.

В двигателях советских мотоциклов применялись следующие типы воздухоочистителей:
1. Инерционные или центробежные.
2. Фильтрующие:
а) сухие;
б) промасленные;
в) масляные.
3. Комбинированные.

В устройство инерционных воздухоочистителей мотоциклов ИЖ-49 (см. рисунок 1) входят пылеотстойник, впускная труба и корпус с направляющими лопатками.

Устройство инерционного воздухоочистителя, устанавливаемого на мотоцикле ИЖ-49

Рис. 1. Устройство инерционного воздухоочистителя, устанавливаемого на мотоцикле ИЖ-49.

Принцип работы инерционного воздухоочистителя мотоцикла состоит в том, что пыльный всасываемый воздух направляется с большой скоростью по спирали корпуса при помощи лопаток. В результате происходит отбрасывание частиц пыли к стенкам, они опускаются вниз и посредством специальной щели оказываются в пылеотстойнике. При этом очищенный воздух поступает в карбюратор по впускной трубе. В мотоциклах ИЖ-49 стоят два подобных инерционных воздухоочистителя.

В устройство фильтрующего промасленного воздухоочистителя (рисунок 2) входит набор сеток либо набивка из проволоки небольшого диаметра, которую называют канителью, заделанную в кожух из металла. Его принцип работы состоит в том, что через увлажненную маслом набивку или проволочную сетку воздух проходит свободно, а пыль прилипает к маслу, оседая на сетке или набивке. Фильтрующий воздухоочиститель ставится на мотоциклах М1А «Москва» и К-125.

Устройство карбюратора К-30

Рис. 2. Устройство карбюратора К-30.

В устройство масляного воздухоочистителя мотоцикла входят ванна с маслом и воздушные трубопроводы. Его принцип работы состоит в том, что воздушный поток направляется к поверхности масла и, ударяясь об нее, резко меняет направление движения. Находящиеся в воздухе частицы пыли ударяются о масло и прилипают, после чего пыль оседает на дно ванны.

Комбинированный воздухоочиститель, устанавливаемый на мотоциклах М-72, показан на рис. 3. Он прост по своей конструкции, и по рисунку в нем легко разобраться. Принцип работы комбинированного воздухоочистителя состоит в том, что атмосферный воздух попадает под крышку и, ударяясь о поверхность масла, резко меняет направление движения. Крупные частицы пыли задерживаются маслом, а мелкие уносятся потоком из воздуха в горловину комбинированного воздухоочистителя мотоцикла М-72, где оседают на промасленной проволочной канители. По воздухопроводам очищенный воздух попадает в карбюратор.

Устройство воздухоочистителя, устанавливаемого на мотоцикле М-72

Рис. 3. Устройство воздухоочистителя, устанавливаемого на мотоцикле М-72.

Глушители мотоциклов ИЖ-49, М-72, К-125 и М1А «Москва» предназначены для того, чтобы уменьшить шум от выхода в атмосферу отработавших газов и для гашения пламени.

В устройство глушителей мотоциклов М-72, ИЖ-49, М1А «Москва» и К-125 входят корпус и решетка глушителя (рис. 4). Принцип работы глушителя состоит в том, что при выходе в корпус глушителя из выпускной трубы отработавшие газы расширяются и частично охлаждаются. Во время того, как они проходят через отверстия решетки, происходит изменение направления их движения и разбивание на небольшие струйки. Давление и энергия потока газов из-за этого сильно ослабевают, и газы выходят из глушителя с меньшим шумом в атмосферу.

Устройство глушителя мотоцикла

Рис. 4. Устройство глушителя мотоцикла.